И вот я примерно посреди своей жизни. Что у меня есть? Трое детей, один из которых в свои семь лет сделал бесповоротный выбор в пользу моей мамы и живет теперь с ней в доме, где прошла моя юность, в маленьком крымском городке. Когда там сделают тоннель, то к морю можно будет доехать за 20 минут! Вжик и ты в Приветном. Но я бы не спешила так. Если будет возможность, езжайте сверху. Да, долго, но потрясающе красиво! По тем горам ходили мои предки. Кто они были? Ногаи, генуэзцы, греки, евреи, половцы и печенеги? Множество народов, оставивших память о себе в моих генах. Во мне течет их кровь. Эти гены, которые помнят все их истории. Удивительные, простые, сложные, жуткие, печальные, веселые, богатые и бедные, смелые и трусливые, возвышенные и земные, мужские и женские..... Лишь в 13м веке крымцы сформировались как народ, и началась история крымского ханства, крымских татар. Турция привнесла сюда ислам, и он прижился, наряду с языческим наврезом и кыдырлезом, красивыми легендами и сказками. Есть на территории Крыма следы тенгрианства, есть жертвенники языческих богов, а в кухне сплелась Индия и средиземноморье. В названии блюд и в самом языке много санскритских, арабских слов. Удивительный коктейль!
И есть я, которую в семье считают кришнаиткой (надо же меня кем-то считать), а я просто есть. Кришнаитка, мечтающая о тосканском вине. Если предки мои из Генуи, то наверняка 12 лет - это не срок для искоренения памяти и вкуса к нему. Еще я люблю арабский кофе и шоколад. Как-то совсем не по-кришнаитски. Хожу в салоны красоты, когда есть возможность, и я не против сходить на свидание с интересным мужчиной. И молиться как положено у меня не получается - просто нет вкуса к повторению мантр. Попеть их люблю в компании, люблю потанцевать в сари на воскресных программах. Люблю прасад, освещенную храмовую еду. Длинные платья люблю и йогой хочу заниматься регулярно, но пока получается лишь от случая к случаю. И... я не замужем с тремя детьми от двух неудачных браков. Какая-то вот такая не ведическая "кришнаитка".
У всех моих родных есть чувство сопричастности к народу с его религией и традициями. У меня оно тоже есть, но также есть и чувство оторванности от этих условных и временных рамок и ограничений. Да, есть в них свой уют и красота – внутри каждой традиции и религии есть свои сокровища и отблеск Истины. Потому народы и хранят свои традиции, потому что есть в них дух вечности.
Вот опять же, видите – я люблю традиции, чтобы в них побыть, соприкоснувшись с тем прекрасным, что в них есть. Я не хочу, чтобы традиции исчезли. Я за разнообразие, я за сохранение нативной красоты в жизненном укладе, но я признаю за собой право быть чем-то большим, чем крымская татарка и мусульманка. Мне нравится встречать людей с сильной идентичностью, если они не фанатики. Я любуюсь женщинами красивых хиджабах, которых много сейчас в Белогорске. Это красивые и почетные звания - быть мусульманином, быть крымской татаркой, но в мире двойственности они обросли политикой, дискриминацией, расизмом и нацизмом, религиозным фанатизмом и другими измами, которые не по сердцу мне.
Возможно, что из-за навязывания возник во мне протест, и я оба раза выходила замуж за русских. Да, родители принимали мой выбор, но не одобряли его в своей среде. Я же шла за своим сердцем или судьбой, не планируя ничего вперед, идя в отношения с надеждой и тоской об утерянном рае. Этот вечный поиск своего дома, где тебя любят и любишь ты, где ценят тебя и принимают. У меня такое чувство было только с бабушкой. Она уже совсем старенькая и уже не узнает моих младших сестер, но я осталась в ее памяти, и даже с моими возрастными изменениями она узнает меня и мне кажется, что даже без слов понимает, как плачет мое неприкаянное сердце. Благодарю тебя, милая, за пример простого человеческого принятия. Она любила меня ни за что, просто потому, что я есть. Именно эта простота ее принятия, ее истинная чистота и смирение и было всегда тем светом, который собирал нас всех в ее доме вокруг ее плова на тапчане. Она никогда не говорила тосты, и сказок знала мало и вообще не умела писать и читать, но как оказалось этого было и не нужно, чтобы прожить длинную настоящую жизнь женщины, матери пятерых, жены, свекрови, тещи, бабушки и по-настоящему быть естественной во всех этих ролях. Быть искренней, простой, щедрой. Господи, как же я ее люблю! У меня и слов то нет таких, чтобы описать ее качества – просто благодарна ей из сердца и Богу благодарна за такую настоящую бабушку. С ее подарочками, чебуреками, такая тихая, добрая, ясная и родная анайка.
Ох, наплакалась я. Плачу от того, что с каждым днем все ближе наша разлука, а увидимся ли потом – кто знает? Благодарю за этот добрый свет, Господь! Благодаря бабушке я знаю, что Ты есть. А как иначе она бы выжила? Как иначе пережила бы она депортацию татар из Крыма в товарных вагонах? Как бы она без тебя создала и сохранила семью? Ведь не было в ней и великой красоты, не было ни денег, ни образования. Как она родила бы пятерых и вырастила с дедушкой? Как она без веры в Тебя, без Тебя в сердце – как бы она вернувшись в Крым прожила многие годы сохраняя свою веру, заботясь о каждом, так любя порядок и чистоту во всем. Никогда она не злилась на меня подолгу. Так, наругает, а потом видишь, что отношение ее к тебе не изменилось, ты для нее на том же месте и осталась, где была – ни разочарования в ней нет, ни обиды, ни гнева.
Как много Господь ты мне показал разного и голова уже устала думать, для чего все это было. Часто кажется, что кроме счастья все остальное в этом мире – иллюзия. Настоящими могут быть лишь те моменты, когда сердце переполнено любовью, благодарностью, благоговением, восхищением, красотой, миром и уютом, а все остальное – холодная тьма, "от лукавого".
И эта тьма… у меня есть к ней вопросы. Есть легенды, где она превращается в свет. Разве может быть что-то кроме света, Кришна? Ты хитер, Кришна. Обманываешь нас, давая нам поиграть в боль, страдания, разрушения, горе, бедность. Великий и всемогущий, ты создал нас из своей любви и хочешь отношений с нами. Я знаю это, потому что другой причины быть не может. И поместил ты нас сюда из любви – к нам, и к тем, кому мы можем помешать наслаждаться чистой любовью отношений с Тобой.
Об этом я узнала из книг о Тебе, но это я знала и в сердце своем. Не было бы этого в сердце моем, то и книгам бы не поверила. В душе я всегда знала, что Ты красивый, что Ты – щедрый, что Ты любишь танцевать и вкусно поесть, любишь поиграть и пошутить с друзьями, что Ты – самый талантливый, самый богатый, самый сильный и ты самый родной. Ты мой самый близкий друг и повсюду в моей жизни ты разбросал как жемчужинки напоминания о нашей вечной дружбе с Тобой. Тут и там узнаю я тебя в благородных поступках друзей, в смехе ребенка, в синем небе и шуме дождя, море и солнце, горы, чистый воздух – все напоминает о Тебе и нашей дружбе, о моем вечном доме. И так многое отвлекает, Кришна.
Как часто я забываю, что полностью принадлежу тебе, что нет в этом мире ничего у меня кроме нашей вечной дружбы и знаешь, больше всего хочу я вспомнить, осознать, кто я для тебя в этом удивительном калейдоскопе вечного праздника жизни.
Я знаю, что сама создала те цепи последствий, от которых испытывала боль. Я хотела попробовать побыть сама в этом тренажере, вместилище душ, захотевших поиграть в божков. Ты создал колесо сансары, а мы сами раскрутили его. Ты знаешь, что нам тут не место, но создал этот мир специально в ответ на наше желание быть без тебя.
Помню лет в 12-13 я шла серым осенним утром в школу и у меня появилось де жа вю - такое щемящее и грустное чувство тоски от того, что все это уже было много-много бесконечно много раз - вот эта серость, эта грязь, это одиночество и безысходность...
Я не могла тогда осознать, что со мной происходит, но это чувство преследовало меня довольно долго. Жить стало невкусно. Я стала искать вкус в отношениях. Жизнь без отношений стала бессмысленной.
Сердце звало меня вглубь, где от увлечения поверхностными радостями я погружалась в манящий мир отношений с мужской частью себя. Да, сейчас я знаю, что мой внутренний мир уже содержит в себе все, что есть и происходит вовне. Интересно? Тогда приглашаю Вас в следующую комнату моего зазеркалья.