Найти тему
Неной

Россия запустила обратный отсчет белорусской автомобильной промышленности

Пока президент Республики Беларусь готовится к параду 9 мая, в России произошли два знаковых события, которые заставили впасть в панику всех белорусских автомобильных производителей.

Первое. 30 апреля Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о запрете госзакупок промышленных товаров за границей, за исключением стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В постановлении отмечается, что запрещено приобретать товары для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны и безопасности страны. Список состоит из 125 пунктов зарубежных товаров, среди которых автобусы и грузовики.

Казалось бы, переживать беларусам не стоит, ведь Беларусь входит в ЕАЭС, а, значит, запреты их не коснутся. Но нужно всегда читать между строк плюс понимать, в какое сложное экономическое время живем, когда Правительство РФ пытается заделывать бреши в законодательстве для увеличения поступлений в бюджет. Как пример, поднятия налога на вывод капиталов в оффшоры с 2% сразу до 15% в явочном порядке для всех «стран-парнтеров». Все деньги в дом. Апрель уже просел по налоговым поступлениям на 30% к апрелю 2019-го года. Тоже самое касается и белорусских производителей автомобильной техники. В России предостаточно своего производителя, и вот именно он и получит все новые контракты с вероятностью 99.9%.

Второе. В начале мая глава Минпромторга РФ заявил, что в 2020 году производство автобусов разных классов на предприятиях российского автопрома будет загружено на 100%! Это следствие поддержки отрасли госзаказом в период экономического кризиса, вызванного пандемией и падением цен на нефть. В апреле уже выделено 5.2млрд рублей на закупку 1.253 единиц новых карет скорой помощи у трех российских производителей (ГАЗ, УАЗ и Форд-Елабуга), и поставки в регионы уже начались. На подходе закупка еще 1.400 таких авто. А что касается автобусов, то еще в феврале Минтранс РФ собирался выделить 300мрлд рублей на закупку 55.000 автобусов для регионов (без учета Москвы и Петербурга).

Деньги, которые выделяет Правительство на закупку продукции предприятий отечественного автопрома, идут к производителям либо через Минтранс, либо через регионы. Все сделки заранее согласуются в Правительстве между регионами и производителями.

Ну и как в такой ситуации быть беларусам, когда их даже понаблюдать не зовут? Причем удар пришелся не только по городским автобусам и троллейбусам, но и по тракторам тоже (которые в немалых объемах закупают российские лесничества). Главным козырем беларусов всегда была экспортная банковская поддержка, которая позволяла тому же МАЗу договариваться, например, с властями Петербурга о поставках автобусов в кредит по очень низкой процентной ставке. Но сейчас эта низкая процентная ставка уже не решает ничего, поскольку регионы и так обновят свой общественный транспорт без всяких условий, условно «бесплатно», за счет федерального бюджета. Ну а во-вторых, валюта в Беларуси сейчас в буквальном смысле на вес золота, ее считай нет. А в этом году еще 2млрд долларов США осталось выплатить по внешним долгам, а в бюджете эта сумма не заложена. Попытки перекредитоваться или получить новые займы пока не увенчались успехом.

Все это накладывается на и так хроническую убыточность белорусских гигантов. МАЗ стабильно не вылезает из убытков с 2014 года (только в 2019 показал прибыль аж в 1млн российских рублей). В феврале 2020 треть работников уже отправили по домам. У БЕЛАЗа уже в декабре 2019 производство упало в два раза к уровню предыдущего года. На 1 июля 2019 года Гомсельмаш имел гигантский непокрытый убыток — 11млрд российских рублей в пересчете, огромные долги по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам — 25млрд рублей и 10млрд рублей. Такая ситуация с долговой нагрузкой касается почти всех предприятий. В феврале бобруйское градообразующее предприятие «Белшина» остановило три своих завода, на треть сократив зарплату работникам. Как минимум один из заводов «Белшины» встал по причине затяжного падения производства на другом гиганте – «БелАЗе».

Итоги.

Первое. Белорусские производители в 2020-2022 практически полностью потеряют российский рынок, и вернуться на него уже не смогут никогда. В России растет и развивается свое собственное производство. В том же коронавирусном апреле пришла новость, что Ростсельмаш начал строительство в Ростове-на-Дону нового тракторного завода, который заработает к 2023-м году.

Второе. В этой ситуации, как в любой нормальной стране, своих беларуских производителей должно спасать собственное государство. Но у государства денег нет. Но даже если опять займет где-то и бросит на пополнение оборотки и гашение существующих долгов – это только оттянет срок конца.

Но патовая ситуация состоит в том, что даже если провести резкое сокращение сотрудников и производства, то долги-то никто не отменял, а проценты будут капать и капать. И про модернизацию уже можно будет забыть. И все это на фоне усиливающихся российских промышленных автогигантов, которые, естественно, попытаются занять даже те скромные ниши в Азии и Африке, которые успели занять беларусы.

Что делать? Только слияние и поглощение российскими производителями. Но в текущей политико-экономической беларуской модели это невозможно. От слова «совсем». Поэтому остается просто наблюдать за очередной дозой хамства беларуского лидера в адрес России под песню Вадима Казаченко «Больно мне больно»…

Белаз
Белаз
Электробус ЛИАЗ
Электробус ЛИАЗ

Электробус КАМАЗ
Электробус КАМАЗ
Электробус ВОЛГАБАС
Электробус ВОЛГАБАС
КАМАЗ Континент
КАМАЗ Континент
Комбайн Ростсельмаш
Комбайн Ростсельмаш
Трактор Ростсельмаш
Трактор Ростсельмаш
Газель NEXT
Газель NEXT