Пока президент Республики Беларусь готовится к параду 9 мая, в России произошли два знаковых события, которые заставили впасть в панику всех белорусских автомобильных производителей.
Первое. 30 апреля Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о запрете госзакупок промышленных товаров за границей, за исключением стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В постановлении отмечается, что запрещено приобретать товары для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны и безопасности страны. Список состоит из 125 пунктов зарубежных товаров, среди которых автобусы и грузовики.
Казалось бы, переживать беларусам не стоит, ведь Беларусь входит в ЕАЭС, а, значит, запреты их не коснутся. Но нужно всегда читать между строк плюс понимать, в какое сложное экономическое время живем, когда Правительство РФ пытается заделывать бреши в законодательстве для увеличения поступлений в бюджет. Как пример, поднятия налога на вывод капиталов в оффшоры с 2% сразу до 15% в явочном порядке для всех «стран-парнтеров». Все деньги в дом. Апрель уже просел по налоговым поступлениям на 30% к апрелю 2019-го года. Тоже самое касается и белорусских производителей автомобильной техники. В России предостаточно своего производителя, и вот именно он и получит все новые контракты с вероятностью 99.9%.
Второе. В начале мая глава Минпромторга РФ заявил, что в 2020 году производство автобусов разных классов на предприятиях российского автопрома будет загружено на 100%! Это следствие поддержки отрасли госзаказом в период экономического кризиса, вызванного пандемией и падением цен на нефть. В апреле уже выделено 5.2млрд рублей на закупку 1.253 единиц новых карет скорой помощи у трех российских производителей (ГАЗ, УАЗ и Форд-Елабуга), и поставки в регионы уже начались. На подходе закупка еще 1.400 таких авто. А что касается автобусов, то еще в феврале Минтранс РФ собирался выделить 300мрлд рублей на закупку 55.000 автобусов для регионов (без учета Москвы и Петербурга).
Деньги, которые выделяет Правительство на закупку продукции предприятий отечественного автопрома, идут к производителям либо через Минтранс, либо через регионы. Все сделки заранее согласуются в Правительстве между регионами и производителями.
Ну и как в такой ситуации быть беларусам, когда их даже понаблюдать не зовут? Причем удар пришелся не только по городским автобусам и троллейбусам, но и по тракторам тоже (которые в немалых объемах закупают российские лесничества). Главным козырем беларусов всегда была экспортная банковская поддержка, которая позволяла тому же МАЗу договариваться, например, с властями Петербурга о поставках автобусов в кредит по очень низкой процентной ставке. Но сейчас эта низкая процентная ставка уже не решает ничего, поскольку регионы и так обновят свой общественный транспорт без всяких условий, условно «бесплатно», за счет федерального бюджета. Ну а во-вторых, валюта в Беларуси сейчас в буквальном смысле на вес золота, ее считай нет. А в этом году еще 2млрд долларов США осталось выплатить по внешним долгам, а в бюджете эта сумма не заложена. Попытки перекредитоваться или получить новые займы пока не увенчались успехом.
Все это накладывается на и так хроническую убыточность белорусских гигантов. МАЗ стабильно не вылезает из убытков с 2014 года (только в 2019 показал прибыль аж в 1млн российских рублей). В феврале 2020 треть работников уже отправили по домам. У БЕЛАЗа уже в декабре 2019 производство упало в два раза к уровню предыдущего года. На 1 июля 2019 года Гомсельмаш имел гигантский непокрытый убыток — 11млрд российских рублей в пересчете, огромные долги по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам — 25млрд рублей и 10млрд рублей. Такая ситуация с долговой нагрузкой касается почти всех предприятий. В феврале бобруйское градообразующее предприятие «Белшина» остановило три своих завода, на треть сократив зарплату работникам. Как минимум один из заводов «Белшины» встал по причине затяжного падения производства на другом гиганте – «БелАЗе».
Итоги.
Первое. Белорусские производители в 2020-2022 практически полностью потеряют российский рынок, и вернуться на него уже не смогут никогда. В России растет и развивается свое собственное производство. В том же коронавирусном апреле пришла новость, что Ростсельмаш начал строительство в Ростове-на-Дону нового тракторного завода, который заработает к 2023-м году.
Второе. В этой ситуации, как в любой нормальной стране, своих беларуских производителей должно спасать собственное государство. Но у государства денег нет. Но даже если опять займет где-то и бросит на пополнение оборотки и гашение существующих долгов – это только оттянет срок конца.
Но патовая ситуация состоит в том, что даже если провести резкое сокращение сотрудников и производства, то долги-то никто не отменял, а проценты будут капать и капать. И про модернизацию уже можно будет забыть. И все это на фоне усиливающихся российских промышленных автогигантов, которые, естественно, попытаются занять даже те скромные ниши в Азии и Африке, которые успели занять беларусы.
Что делать? Только слияние и поглощение российскими производителями. Но в текущей политико-экономической беларуской модели это невозможно. От слова «совсем». Поэтому остается просто наблюдать за очередной дозой хамства беларуского лидера в адрес России под песню Вадима Казаченко «Больно мне больно»…