Найти в Дзене
Александр Риттер

Проверка и регулировка углов установки колес на ваз🚗

Техническое состояние ходовой части автомобиля во многом предопределяется правильной установкой углов управляемых колес. Углы управляемых колес выполняют определенные функции при движении автомобиля. Для того чтобы уменьшить сопротивление движению, а значит и расход топлива, снизить изнашивание шин и подвески, путем снижения действующих на них динамических нагрузок, управляемые колеса должны катиться в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси автомобиля. Важным фактором повышения устойчивости автомобиля является стабилизация управляемых колес, т. е. стремление их вернуться после поворота в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. С учетом перечисленных факторов колеса автомобилей устанавливаются с углами схождения, развала, продольного и поперечного наклона оси, с разностью внутреннего и наружного углов поворота управляемых колес. Угол развала – это угол заключенный между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной оси автомобиля и сч
Оглавление

Техническое состояние ходовой части автомобиля во многом предопределяется правильной установкой углов управляемых колес. Углы управляемых колес выполняют определенные функции при движении автомобиля.

Для того чтобы уменьшить сопротивление движению, а значит и расход топлива, снизить изнашивание шин и подвески, путем снижения действующих на них динамических нагрузок, управляемые колеса должны катиться в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси автомобиля. Важным фактором повышения устойчивости автомобиля является стабилизация управляемых колес, т. е. стремление их вернуться после поворота в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. С учетом перечисленных факторов колеса автомобилей устанавливаются с углами схождения, развала, продольного и поперечного наклона оси, с разностью внутреннего и наружного углов поворота управляемых колес.

Угол развала – это угол заключенный между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной оси автомобиля и считается положительным, если верхняя часть колеса отклонена наружу от вертикальной плоскости. Он необходим, чтобы обеспечить перпендикулярное расположение колес при движении автомобиля нагруженного автомобиля по отношению к поверхности дороги при наличии зазоров в шарнирных соединениях и деформации деталей переднего моста под действием масс передней части автомобиля. При установке колес с углом развала сила реакции дороги в основном передается на внутренний подшипник ступицы колеса, выполняемый обычно большего размера, чем наружный, что разгружает наружный подшипник колеса, а значит, уменьшает толчки, передаваемые на рулевой механизм.

При поперечном наклоне оси повернуть колесо всегда труднее, чем вернуть его в исходное положение – движе­ние по прямой. Это объясняется тем, что при повороте колеса передняя часть автомобиля приподни­мается на небольшую величину, и водитель прила­гает сравнительно большое усилие к рулевому колесу.

При возвращении управляемых ко­лес в положение, соответствующее дви­жению по прямой, масса автомобиля помогает поворачиванию колес и води­тель прикладывает к рулевому колесу небольшое усилие.

Однако при наличии развала колесо стремиться катиться от продольной оси автомобиля по дуге вокруг точки «О» пересечения продолжения оси колеса с плоскостью дороги. Для устранения этого явления колеса устанавливаются со схождением, т. е. не параллельно, а под некоторым углом к продольной оси автомобиля.

Нарушение угла развала колес приводит к одностороннему износу протектора шины. Если угол развала больше нормы, изнашивается наружная сторона протектора и, наоборот, если он меньше нормы – внутренняя сторона протектора. Кроме того, значительная разница в углах развала правого и левого колес вызывают увод автомобиля в сторону колеса с большим развалом.

-2

РАЗВАЛ СХОЖДЕНИЕ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

Откорректировать развал схождение можно и без посторонней помощи. Для этого достаточно иметь гараж, оснащённый смотровой ямой и комплект вполне доступных инструментов и материалов. Обязательное условие: пол гаража должен быть ровным и строго горизонтальным (что случается далеко не всегда). Из инструментов и материалов потребуются:

  • мел;
  • отвес;
  • линейка;
  • ключи на 13 и 19.

Чтобы регулировка развала схождения не оказалась напрасной тратой времени, перед началом работы нужно убедиться в том, что все детали подвески исправны и не имеют дефектов. Помимо прочего, следует проверить соответствие давления воздуха в шинах номинальному.

ПОДГОТОВКА К РЕГУЛИРОВКЕ

Перед регулировкой следует устранить:

  • осевое и радиальное биение шин;
  • люфт в подшипниках ступиц;
  • люфт в верхних шаровых опорах.

РАЗВАЛ

Угол развала передних колёс регулируется в такой последовательности:

Машину устанавливают на ровной поверхности. Передние колёса при этом должны стоять ровно.Для измерения угла развала колёс машину устанавливают на ровной поверхности, передние колёса при этом должны стоять ровно
Машину устанавливают на ровной поверхности. Передние колёса при этом должны стоять ровно.Для измерения угла развала колёс машину устанавливают на ровной поверхности, передние колёса при этом должны стоять ровно
На шинах снаружи (сверху и снизу) делают мелом отметки.На шинах снаружи (сверху и снизу) следует сделать мелом отметки
На шинах снаружи (сверху и снизу) делают мелом отметки.На шинах снаружи (сверху и снизу) следует сделать мелом отметки
Прикладывают нить отвеса к крылу и замеряют расстояния от обода до отвеса в верхней и нижней точках. Разница показаний не должна превышать 3 мм.Нить отвеса прикладывают к крылу и замеряют расстояния от обода до отвеса в верхней и нижней точках
Прикладывают нить отвеса к крылу и замеряют расстояния от обода до отвеса в верхней и нижней точках. Разница показаний не должна превышать 3 мм.Нить отвеса прикладывают к крылу и замеряют расстояния от обода до отвеса в верхней и нижней точках
Перемещают машину таким образом, чтобы колёса повернулись на 90°. Замеры повторяют.Чтобы получить более точные результаты измерений, перемещают машину так, чтобы колёса повернулись на 90° и замеры повторяют
Перемещают машину таким образом, чтобы колёса повернулись на 90°. Замеры повторяют.Чтобы получить более точные результаты измерений, перемещают машину так, чтобы колёса повернулись на 90° и замеры повторяют

Если требуется регулировка, необходимо:

  • Демонтировать колесо.
  • Послабить соединение кронштейна стойки амортизатора и поворотного кулака ключом на 19.
  • В зависимости от результатов замеров, сместить поворотный кулак внутрь или наружу.

Закончив выполнение регулировок, нужно собрать все демонтированные детали и сделать контрольные замеры. При регулировке развала переднеприводного автомобиля допускается погрешность +1/-1 мм, для заднеприводной машины этот показатель составляет +1/+3 мм. Если с первого раза не удалось получить требуемый результат, процедуру повторяют.

СХОЖДЕНИЕ

Самостоятельная регулировка схождения выполняется следующим образом:

Чтобы колёса при регулировке могли свободно вращаться, поверхность под ними обрабатывается мыльным раствором.Поверхность под колёсами обрабатывается мыльным раствором
Чтобы колёса при регулировке могли свободно вращаться, поверхность под ними обрабатывается мыльным раствором.Поверхность под колёсами обрабатывается мыльным раствором
Любым удобным способом руль автомобиля фиксируется в положении «прямо».При отсутствии фиксатора руль можно заблокировать подручными средствами
Любым удобным способом руль автомобиля фиксируется в положении «прямо».При отсутствии фиксатора руль можно заблокировать подручными средствами
Вдоль центров ступиц натягивается леска на одинаковом расстоянии от центров передних и задних колёс. Определяются расстояния от лески до передней и задней точки обода.Леска натягивается на одинаковом расстоянии от центров передних и задних колёс
Вдоль центров ступиц натягивается леска на одинаковом расстоянии от центров передних и задних колёс. Определяются расстояния от лески до передней и задней точки обода.Леска натягивается на одинаковом расстоянии от центров передних и задних колёс
Если разница расстояний больше 3 мм, ключом на 13 поворачивают муфту, с помощью которой меняется длина рулевой тяги.Ключом на 13 ослабляют фиксирующие узлы на муфте рулевой тяги
Если разница расстояний больше 3 мм, ключом на 13 поворачивают муфту, с помощью которой меняется длина рулевой тяги.Ключом на 13 ослабляют фиксирующие узлы на муфте рулевой тяги
В процессе регулировки контролируют изменение разницы расстояний от лески до обода.В процессе регулировки контролируют изменение разницы расстояний от лески до обода
В процессе регулировки контролируют изменение разницы расстояний от лески до обода.В процессе регулировки контролируют изменение разницы расстояний от лески до обода
Схождение второго колеса регулируется таким же образом.Схождение второго колеса регулируется так же, как и первого
Схождение второго колеса регулируется таким же образом.Схождение второго колеса регулируется так же, как и первого

Если необходимо убедиться в том, что суммарное схождение составляет 2 мм, нужно выполнить следующие шаги:

  • Леску или прочную нить с крючками на концах закрепить на уровне ступиц передних и задних колёс, зацепив крючки за шины.
  • Под леску на заднем колесе подложить брусок шириной 22 мм (задняя колея «семёрки» меньше передней на 44 мм).
  • Развернуть руль так, чтобы леска касалась переднего колеса в диаметральных точках.
  • Под леску на заднем колесе подложить ещё один брусок шириной 6 мм (суммарная толщина подкладки составит 28 мм).

Если после проделанных манипуляций леска слегка касается двух крайних точек переднего колеса, схождение составляет 1 мм, т. е. суммарное схождение будет равно 2 мм. Для получения других показателей схождения необходимо проделать то же самое, но с иными размерами подложки, например:

  • схождение 1,5 мм (суммарное — 3 мм) соответствует ширине подложки 31 мм (22+9 мм);
  • 2 мм (4 мм) — 34 мм (22 + 12 мм).