Примечание переводчика.
Я сознательно пренебрег терминологией жителей Проксима Центавра Три для удобства чтения. Я так же в некотором роде абстрагируюсь от их технологий, так например то, на чем они летят, я назвал кораблем, место, из которого производится управление “кораблем” - мостиком, место, где члены экипажа “живут” я назвал каютой. Но хочу, чтобы вы поняли: все эти слова очень неточно описывают жизнь разумных газово-пылевых облаков, самоорганизованных переменным электромагнитным полем (коими и являются жители ПЦ-3), прошу сделать на это скидку.
Я так же взял на себя смелость использовать нашу астрономическую (и астрофизическую) терминологию для удобства чтения, то есть Солнце назвал Солнцем, Юпитер - Юпитером, да и вообще всё, что болтается в нашей солнечной системе я назову так, как это принято у нас, с тем как минимум учетом, что на Проксиме Центавра Три вряд ли знают, кто такой Марс, Нептун, Кеплер и Галлей.
Конец примечания переводчика.
- Дневник капитана, звездная дата двенадцать семьдесят три восемьдесят один бэ. Мы миновали Нептун, сделав все необходимые пробы. Увы расчеты офицера-астронома оправдались - на таком удалении от звезды жизнь невозможна. По этой же причине и от Урана я не жду больших открытий. Вызывают, однако, интерес такие планеты, как Юпитер и Сатурн. Конечно, их масса слишком велика, офицер-астроном подсчитал, что масса Сатурна в тридцать раз превышает массу Проксима Центавра Три, однако мы недостаточно много знаем о жизни чтобы исключить её возможность появления на этой планете.
Капитан отодвинулся от микрофона и оглядел мостик. На мостике был старпом. Благодаря усиленному питанию и особым физическим упражнениям он мог занять собой весь мостик, что позволяло ему работать одновременно на всех пультах. Вот кому честно можно оставить одиночную вахту - подумал про себя капитан.
- Старпом! - позвал он.
Старпом сфокусировал на капитане свое внимание.
- Старпом, ты сможешь немного постоять на вахте? Я хочу немного передохнуть.
- Вы устали, капитан? - вежливо спросил старпом.
- Да нет. Просто скучно, до Сатурна лететь ещё пару часов, ты занял все пульты, отлично при этом справляешься, и мне только и остается, что делать записи в журнал.
- Как Вам будет угодно - буднично произнес старпом и вывел капитана из фокуса своего внимания.
Вначале капитан хотел дойти до своей каюты, где можно было растянуться на всё пространство и послушать солнечный ветер, читай помаяться дурью. И капитан непременно так и поступил бы, не случись на его пути доктор.
- Доброго дня, капитан! - вежливо поприветствовал его доктор.
- И вам доброго дня, доктор - произнес в ответ капитан. - И чего не спится в такое время?
- А того мне не спится, что чувствую я, что Вы не в порядке. И так совпало, что нашел я тут в закромах аккумулятор частиц. Ещё с Проксима Центавра Три, урожай одиннадцать семьдесят три восемьдесят один дэ. Собрано на ферме близ экватора в самую середину года…
- Доктор, ну как же можно, и на межзвездном-то корабле! - полусерьезно-полухитро проворчал капитан, однако испытал при этом искреннее удовольствие. - Но помилуйте, какая связь?
- Как говорил классик, “некоторые вещи мы больше склонны рассказывать бармену, чем врачу”
Капитан рассмеялся.
- Ну значит со мной действительно что-то не в порядке - радостно произнес он и отворил входное поле в свою каюту.
- ...Понимаете, доктор… - говорил капитан, катая между катодом и анодом маленький ком заряженных ионов. - Мы так мало знаем о Вселенной… Мы уже были на всех ближних к нам звездам, теперь вот и Солнце. И везде мы ищем разум. А может мы действительно одиноки?
- Вряд ли, капитан. - ответствовал доктор. - Вселенная большая. Даже если принять вероятность появления жизни за ноль точка ноль-ноль-ноль-ноль… Звезд больше, газовых планет вокруг них - тоже. Хоть на одной из них молекулы смогут самоорганизоваться за счет переменного электромагнитного поля, научатся использовать звездный ветер - и вперед, к новым горизонтам!
- У вас это так гладко получается. Но я нигде ещё не встретил ничего живого! Я уже думаю. А может, дело не в жизни, а в нас? Может, это мы не там ищем? Вот например даже здесь. Мы так обошли вниманием Марс, Землю, Венеру и Меркурий. А ведь на этих четырех планетах… - капитан замолчал в надежде, что доктор продолжит. Но тот лишь вопросительно фокусировал на капитане свое внимание.
- Что на этих планетах, капитан? - спокойно спросил доктор. - Это булыжники из кремния и железа. Ну ладно Венера, там есть плотная газовая атмосфера. Меркурий не рассматриваем, причины - ясны.
- А Земля? - перебил его капитан. - Что вы скажете насчет Земли, а доктор?
- А то хотя бы, что давление у поверхности там по расчетам всего-то десять в пятой Паскалей. То, что из-за железного ядра, которое судя по всему вращается, на этой планете очень жесткое магнитное поле. В конце концов сама атмосфера мало того, то содержит довольно большой процент горючего кислорода, пусть частями и в соединениях, так ещё и озоновый слой сверху препятствует проникновению живительного звездного ветра. Эта планета - настоящий ад, капитан. Опаснее только раскаленные звезды.
- А может тогда взглянуть на них? Может, там есть жизнь, основанная на ядерном синтезе?
- Есть такие теории, но я не являюсь их сторонником, хотя не скрою, рациональное зерно в них есть.
Капитан улыбнулся, предчувствуя интересную дискуссию. Он ещё раз приложился к аккумулятору, чтобы принять живительную дозу заряженных ионов, но тут динамике бортовой связи послышался голос старпома.
- Капитан, Вы должны на это взглянуть.
Увы дискуссия была окончена, не успев толком начаться.
- Простите, доктор. Дела зовут! - сказал капитан и вышел.
- Что случилось, старпом?
- К нам приближается неопознанный объект. Характеристики на экране.
Капитан поглядел на экран, затем улыбнулся.
- Старпом! Ну ведь это не первый ваш рейс. Вы что, комет никогда не видели?
- Позволю себе заметить, капитан, что эта комета летит не по законам Кеплера. Она удаляется из солнечной системы с довольно высокой скоростью. Если мои расчеты верны, то для набора таковой комета должна была совершить несколько гравитационных маневров у крупных планет. Слишком много совпадений, не находите?
- Ну и что? Мы уже видели такие кометы.
- Но эта комета излучает в радиодиапазоне! - воскликнул старпом.
- Да. Поэтому лучше держаться от таких комет подальше. Ты ж знаешь, да, в нескольких системах встречаются такие. Есть теория, что они намагничиваются, когда пролетают мимо планет с таким магнитным полем ,как у Земли. Много теорий… Но общее у них одно. Эти кометы совершенно не представляют научного интереса.
- Но она неправильной формы! Может, нам лучше на неё высадиться?
- Форма у них бывает самой разной. Это потому что они сделаны из железа с углеродом. Вероятно, были когда-то расплавленными, а потом застыли вот в такую штуку. Однако странно. В звездных каталогах она не описана. Вы можете дать ей название и внести в базу.
- Да, пожалуй. Я назову её… Я назову её...Пионер Одиннадцать.