Найти тему

АНГЕЛЫ И ПОДОБНЫЕ

ИНГА ИВАЩЕНКО

Россия, г. Москва
www.artinga.ru
inga.in@me.com

«Воздух.
Это такая легкая вещь,
Которая вокруг твоей головы
И которая становится светлее,
Когда ты улыбаешься...»
Тонино Гуэрра

Она не верит в случайности, скорее в череду закономерностей от результата предыдущих действий: верных или неверных, продуманных или импульсивных, от вложенного труда и сказанных слов... Она верит в обмен энергий: розовый сад из 60-ти сортов пионовидных и старинных роз, выращенных ее собственными руками питают и поддерживают хрупкое вдохновение. В незримом окружении роз рождаются ее куклы.

-2

Инга родилась и выросла в театральной семье. В детстве часто оказывалась за кулисами. Театральный опыт пригодился ей в последующей педагогической деятельности в Детской Художественной Школе, где она преподавала рисунок и скульптуру: два выпуска с эффектными дипломными работами – это были куклы и костюмы. Собственная дипломная работа, по окончании художественно-графического отделения училища, тоже связана с куклами и историей костюма. Первая художественная кукла была сделана Ингой в 1999 году. После отъезда мужа в Москву, они с сыном остались в Мурманске, ожидая переезда, сильно скучали. Вечерами Инга лепила и вытачивала детали из гипса, в результате чего на свет появился «Грустный Пьеро». Он был несовершенным, но полностью отразил эмоции и мысли женщины. Это вдохновило ее на дальнейшее творчество.
Оказавшись в Москве в конце девяностых, Инга получила возможность окунуться в бурную художественную жизнь столицы. Она посещала выставки, галереи. Необыкновенное впечатление тогда на нее произвели работы Саши Худяковой, Наташи Побединой, Татьяны Баевой, Елены и Михаила Сориных и многих других. Именно они сформировали у Инги представление об авторской художественной кукле.

-3

В галерее Карины Шаншиевой проходила персональная выставка Саши Худяковой, которая окончательно определила выбор Инги - она принесла своего первого «Грустного Пьеро» в галерею. Пьеро там прижился. Вслед за ним обосновались Пьеретты, Ангелы, Виола...

-4

Линии плавной геометрии очень четко прослеживаются в скульптуре кукол художника. Куклы стали визитной карточкой Инги и познакомили с интересными людьми в области архитектуры и дизайна. Так в 2000 году в Москве она получила предложение работы в качестве декоратора в крупной архитектурной компании. И осталась там на 15 лет: сначала декоратором, затем арт-директором компании. Работала над проектами, в которых создавала цветовую стилистику, разрабатывала эскизы интерьеров и отбирала ткани для коллекции. Но на кукол времени уже не оставалось...

Как-то давно Инге посчастливилось подарить своего Ангела Тонино Гуэрра. Тогда он поселился в гостеприимном доме Тонино и Лоры. Прошло много лет, а Ангел, как и полагается Ангелам, сделал так, чтобы художница не бросала работу с куклами… Спустя пятнадцать лет Инга вернулась в кукольный мир и нашла в нем много интересного. На выставке «Искусство Куклы» мастер вынесла на суд зрителей свою новую коллекцию: «Ангелы и Подобные». Такая вот история с продолжением...

– Ученики и передача опыта: вам нравится учить, делиться навыками или Вы прежде всего мастер?

– Я вернулась в кукольный мир после долгого перерыва и нашла для себя много интересного в нем. Я познаю мир! Делиться опытом и обмениваться энергией – почему бы и нет, но, наверное, не на этом этапе. В данный момент есть желание выразить себя.

– На что вы прежде всего обращаете свое внимание в лепке,
скульптуре?

– Стараюсь прислушиваться к себе: мне важно почувствовать
волну и позволить следовать в направлении течения, не сопротивляясь, ни в коем случае. Базовые знания не позволяют сделать что-то не так, а творческая свобода позволяет стилизовать, не ограничиваясь

– Как в целом сейчас относитесь к новинкам или вы отдали свою любовь определенному материалу?
– Конечно же я пробовала различные материалы: мои первые
театральные планшетные куклы были из классического папье-маше; продолжила эксперименты с керамикой, гипсом. Всегда ко всему новому отношусь с большим интересом, но вопрос выбора материала, как мне кажется, все же вторичен.
Материал – это средство для выражения . Первично же то, что ты хочешь выразить. Свой образ рождается при использовании любого материала, просто с разным алгоритмом действий.
Но так как я отталкиваюсь исключительно от с собственных
ощущений, то сделала выбор в пользу фарфора как материала органично соответствующего на всех стадиях проработки : будь то работа по отливке, когда нет четких временных ограничений, а есть только внутренние часы – «Пора!». Или работа по шлифовке высохшей детали, когда шероховатости пальца сглаживают шероховатости материала, оставляя на руках ощущение гладкого шелка. Обжиг, который может кардинально изменить задуманное, но и задать новый вектор! Тяжело давались сами гипсовые формы под отливки. Но с гипсом все-таки удалось договориться – мы же с ним давно на ты.

-5

– Костюм. Детали. Цвет. Почему монохром и минимализм в росписи лица?
– В моих куклах роспись практически отсутствует, чтобы подчеркнуть то, что проявляется при изменении направленности света, времени суток, настроения зрителя. Простота линий и форм, отсутствие лишних деталей в образе и костюме позволяет передавать эмоциональное состояние образа. Мне иногда пишут зрители: кто-то выстраивает свою интересную теорию восприятия, совсем недавно сравнили моих кукол с музыкой Жана Гарбарека, что явилось для меня большим комплиментом.

"Кукольный Мастер" № 53/2017 г.