Подборка актрис, которым наскучило быть "глиной в руках скульптора" и они решили сами стать скульптором. В список попали только актрисы, снявшие не менее 2-х фильмов, чья работа была отмечена зрителями и/или критиками.
Грета Гервиг
Актриса американского инди-кино и супруга режиссера Ноа Баумбака, снимавшаяся у таких тяжеловесов американского авторского кино, как Вуди Аллен, Джо Свандберг, Уит Стиллман и Тодд Солондз. Заняла в 2010-х амплуа, которое ранее принадлежало Хлои Севиньи. На сегодняшний день сняла три фильма, из которых выстрелили два последних по времени: молодежная трагикомедия "Леди Бёрд" и новая экранизация "женской" классики американской литературы "Маленькие женщины". Работы получились такими, какие и следовало ожидать от актрисы, работавшей с Алленом и Стиллманом: сентиментальными, не лишенными налета "интеллектуальности", легкими для восприятия, но сугубо вторичными.
Джоди Фостер
Можно сказать, что кинокарьера у Джоди Фостер образцовая. Начинала актриса в совсем юном возрасте, причем снималась сразу у Мартина Скорсесе и Алана Паркера. В 80-х смогла переключиться на взрослые роли и остаться в голливудской обойме, что удается немногим, прославившемся в детстве актерам. Затем стала совмещать актерскую и режиссерскую деятельность. И если первые две режиссерские работы Фостер, вышедшие еще в 90-х, особого успеха не снискали, то в 2010-х она дважды вызвала широкий резонанс. Сначала в 2011-м она сняла фильм "Бобёр" с опальным тогда Мэлом Гибсоном, а в 2016 свела на экране Джорджа Клуни и Джулию Робертс в "Финансовом монстре". С художественной точки зрения фильмы получились неровными, но глядя на них, становится понятно, что Фостер было не наплевать какое кино снимать.
Анджелина Джоли
Самая раскрученная актриса, ставшая режиссером. Правда, качество её фильмов серьезно уступает их популярности. И дело не в том, что они плохо сняты. С ремесленной точки зрения снятое Джоли кино - хороший средний уровень, а вот к содержанию есть вопросы. "В краю крови и меда" (о войне в бывшей Югославии) и ""Сначала они убили моего отца" (о событиях в Кампучии) представляют собой образцовое гуманитарное кино, снятое как будто по заказу каких-то некоммерческих организаций. Что, кстати, не исключено. "Несломленный" выглядит так, будто фильм снимал поздний Клинт Иствуд, а "Лазурный берег" попытка снять психологическую драму о супружеских отношениях, после которой понимаешь насколько всё-таки был крут Майк Николс, когда снимал "Кто боится Вирджинии Вульф?".
Ида Лупино
Самая заслуженная актриса-режиссер в списке, которой в конце 40-х надоело сниматься в выбранном за неё амплуа "падшей женщины", и она совместно с мужем создала производственную компанию, став одной из первых независимых режиссеров США. Трудно сказать, вдохновлялся ли её примером спустя 10 лет Джон Кассаветис, но пошел он по той же дороге, что и Лупино до него. В качестве режиссера актриса снимала низкобюджетное остросоциальное кино, сняв с 1949-го по 1953-й 6 фильмов, среди которых фильм "Двоеженец", образцовый нуар "Автостопщик" и драму об изнасиловании "Оскорбление". Работала с темами, с которыми студии в 40-е и 50-е на фоне чисток в Голливуде связываться не стремились.
Оливия Уайлд
На сегодняшний день бывшая ассистентка доктора Хауса сняла всего один фильм и только готовит второй, поэтому в подборку попадает с большой натяжкой. Но вышедший ровно год назад фильм "Образование" так громко выстрелил и удостоился таких высоких рейтингов от поколения молодых и инфантильных американских критиков, что пару слов сказать о нём стоит. "Образование" - это ни разу не хороший фильм, но в своем роде прорыв. Если классические молодежные комедии, от "Американского пирога" до "Суперперцев" рассказывали истории озабоченных подростков с мальчишеской точки зрения, то Уайлд сняла фильм-перевертыш, в котором в аналогичные злоключениям Джоны Хиллы и компании из "Суперперцев" ситуации попадают девочки-подростки. Для 2019-го года такой инновации вполне хватило.