То, как она училась искусству, было иммиграцией. Радостные работы Сол Калеро направляют ее ранние воспоминания о Венесуэле, исследуя культурную ответственность украшения и опыт принадлежности.
Более трети жителей Берлина приезжают из-за рубежа, и именно эта мультикультурность формирует все - от привычек питания до множества языков, которые можно услышать на любом уголке улицы. Когда в 2009 году в город переехала уроженка Венесуэлы Соль Калеро, она была поражена этим разнообразием, а также предоставленной ей свободой, где ночные клубы остаются открытыми на рассвете, а студийных помещений для художников предостаточно. Сейчас это ее дом в течение десяти лет, но воспоминания о ее родном городе Каракасе остаются важной частью работы Калеро и ее личности. В красочных, захватывающих дух настенных картинах и инсталляциях она намекает на свои латинские корни, направляя не только свои собственные впечатления о стране, но и ее место в популярном воображении. Яркие полосы и узоры, фруктовые и листовые растения изобилуют, и она борется с этими "экзотическими" стереотипами.
Необычные двойственности пронизывают всю работу Калеро. Она исследует исторический дисбаланс сил между Европой и Латинской Америкой, и допрашивает свою собственную размытую идентичность между ними. Будучи одной из многих иммигранток из Берлина, она вырезала свое пространство в городе, используя свои яркие, плотнослоистые смешанные медийные работы, чтобы разрушить границы между художественными галереями и более широкими слоями общества. В 2014 году она организовала выставку в берлинской школе сальсы, а в последнее время сосредоточилась на латиноамериканском парикмахерском салоне как месте общения и единения. На выставке в 2015 году в Studio Voltaire в Лондоне Калеро рассмотрела понятие "тропик" и игриво подошла к культурному присвоению, связанному с этим термином, в масштабной инсталляции, пронизанной образами спелых фруктов и красочными архитектурными сооружениями.
Калеро недавно совместно с художником Кристофером Клайном, который также является ее мужем организовали групповую выставку. На территории музея на окраине в Берлине также установлен большой павильон Калеро. Характерно красочный, он толкается прямо напротив Грюнвальдского леса, где вдалеке простираются элегантные немецкие сосны.
В последние годы работы Калеро были номинированы на Премию Национальной галереи с сопутствующей выставкой в “Гамбург Банхоф “в Берлине в 2017 году, и в том же году она была включена в шорт-лист на Премию Future Generation Art Prize. Она часто ссылается на свое венесуэльское наследие, но при этом внимательно следит за тем, чтобы ее первые годы пребывания в Каракасе отличались от последующих периодов ее пребывания в Европе. Она переехала за границу, как и миллионы других венесуэльцев, после политических потрясений в стране, и этот опыт пересечения культур продолжает информировать ее интересы. Когда она переехал на новое место, вы должны интегрироваться.
"Когда я впервые переехала в Европу, я хотела скрыть свою личность; я не хотела, чтобы люди знали, что я латиноамериканка, потому что люди были очень расистски настроены против латиноамериканцев. Так что ты переезжаешь - а мне было всего семнадцать - и ты в страхе. Но всё это заставило меня почувствовать, что я хочу пойти на это и сделать что-то, что не имеет ничего общего с тем, кем я пытался быть".
Калеро училась в Мадриде и Нидерландах, где она начала устанавливать свой особый, максималистский стиль, и экспериментировала с масштабированием.
“Как только я начала делать эти большие красочные картины, я начала думать: "Это естественно, я выросла с этим; с этим цветом, с этим светом. И хотя я начинала с этой критической позиции, я начала чувствовать: "О, это прекрасно и весело, и я начала чувствовать себя намного свободнее, потому что теперь моя палитра стала такой большой! В конце концов, это мое собственное решение, и я могу использовать 100 000 цветов".
Точки связи Калеро с ее собственной культурой прослеживаются в этой эстетике, заимствованной из ее ранних лет и переосмысленной на расстоянии.
Последняя выставка Калеро в Тейт Ливерпуле, самая большая на сегодняшний день, решает эту двойственность. Названная "El Autobús", она исследует популярные в Латинской Америке богато украшенные автобусы, которые охватывают основные пригородные маршруты, в то время как туристы используют их как часть мифологизации местного района. Как и большая часть ее работ, она представляет собой противоречие между западно-ориентированным взглядом на мир и его живой реальностью.
Сама Калеро должна бороться со своей собственной разделенной личностью. Ее работа представляет собой попытку подойти к этим сложным темам с более легким, позитивным оттенком, предлагая утопичный взгляд на это ощущение неуместности и нестабильности.
"Я думаю, что юмор очень важен для меня, хотя, может быть, я говорю это в первый раз. Не в этом суть моего исследования, но в том, как я выросла в Венесуэле и в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. Реальность людей настолько сложна, что нужно найти способ отвлечься, и вещи кажутся менее важными, чем они есть на самом деле - возможно, это так ошеломляюще. То, как вы живете там, переживает каждый день, вы не можете думать о будущем".
Община важна для Калеро и ее работы. В течение восьми лет она вместе со своим мужем Кристофером Клайном руководила проектом Kinderhook & Caracas, демонстрируя работы в основном берлинских художников.
"Это может быть тяжелая работа - у вас постоянно есть художники в вашем доме, но вы работаете в тесном контакте с ними.Важно не только думать о собственной практике, но и о том, как можно учиться у других художников".
Частное жилое пространство Калеро, с другой стороны, представляет собой бунт цвета ручной росписи и самодельной мебели, прочно вписывающейся в ее характерный визуальный стиль.
Это эстетика, основанная на живых, очень личных прикосновениях к пространствам, занимаемым диаспорами в городах по всему миру. Один из первых проектов Калеро был осуществлен в Лондоне, где она посетила парикмахерскую "Слон и замок", чтобы исследовать латиноамериканские и африканские парикмахерские. В этих местах есть социальный аспект, например, парикмахерская и ресторан, особенно для общин иммигрантов, где они обмениваются товарами и информацией. Украшение имеет к этому большое отношение, оно несет большую ответственность в этом смысле. Когда мексиканец переезжает в новую страну и хочет открыть мексиканский ресторан, у него есть все эти различные творческие элементы, которые будут идентифицировать его, а не только еду.
Ее работа продолжает ссылаться на это раннее исследование. Калеро по-прежнему приветствует сотрудников, часто работающих с другими художниками и местными общинами. В 2017 году она построила павильон в рамках триеннале Folkestone с командой людей из этого района. Павильон, изначально предназначенный как временное сооружение, остался на месте с тех пор, после того, как община вмешалась, чтобы попросить, чтобы он остался.