Найти в Дзене
Простые истории

Зачем Хрущеву были нужны дальнии бомбардировщики?

фото взято из открытых источников.
фото взято из открытых источников.

фото взято из открытых источников.
фото взято из открытых источников.

14 января 1960 года с трибуны Верховного Совета СССР улыбающийся Хрущев сообщил, что прошедший год войдет в историю как первый год строительства коммунизма в Советском Союзе. После этого он сообщил главную новость — Вооруженные Силы СССР будут сокращены на одну треть. В течение одного-двух лет из армии будет уволено 1 млн 200 тыс. человек. Что собственно ставится в вину руководителю Коммунистической партии и советского государства? Считалось, что, проявляя «волюнтаризм и субъективизм», Никита Сергеевич в своем неуемном увлечении ракетостроением и ядерным оружием нанес огромный ущерб развитию советских Вооруженных Сил и военной техники, пресек процесс развития боевой авиации, отправив почти все самолеты под бульдозеры или на полигоны для расстрела в качестве мишеней. Отметим, что именно в хрущевские годы продолжалось проектирование дальних сверхзвуковых самолетов. В 1960 г. начинаются проектные работы по Ту-135, а с 1963 г. – по суховскому Т-4, позднее доведенного до летных испытаний. Такое внимание к пилотируемым средствам доставки средней дальности объяснялось как враждебным ближним окружением СССР, так и серьезной угрозе объектам на его территории со стороны авианосцев. Свидетельством обоснованности военно-технической политики Хрущева является и то, что практически ни одно из важнейших решений в этой области не было пересмотрено после его отстранения от власти. Не найдется и принципиально новых работ, не получивших одобрения в период руководства Н.С. Хрущева. Получается интересная картина, помимо самолетов морской авиации, и авиаполков дальней авиации, предназначающихся для уничтожения авианосцев, строились, а имеющеюся активно модернизировались, тяжелые бомбардировщики, способные нанести удар ядерными, ракетами и бомбами по территории потенциального противника. Спрашивается зачем? Учитывая, что наш лидер был ракетоман .
Все не так просто, ракеты конечно дело хорошее, но на тот момент несмотря на высочайшие скорости стратегических ракет, дозвуковой самолет мог достичь территории врага быстрее чем ракета. Как-же так спросите вы? Дело в том, что на начало шестидесятых на вооружении СССР стояли стратегические ракеты на базе Королевской семерки. Ракета была жидкостная, и топливо хранилось отдельно от ракеты, а заливалось в ракету непосредственно перед пуском. Вот этот самый процесс и занимал основное время подготовки ракеты к пуску. Заправка ракеты занимала почти сутки. Были ракеты и на подводных лодках, но там тоже был ряд технических проблемы как с самими лодками так и с ракетами. Учитывая ситуацию со средствами доставки, дальние бомбардировщики были весьма актуальны. Самолеты дальней авиации на тот момент ТУ-95... и 3М (ТУ-16 были предназначены для более территориально близких нам союзников и военных баз потенциального противника)могли достигнуть территорию противника за океаном гораздо раньше чем имеющаяся на вооружении стратегические ракета. Еще имелось у самолетов одно неоспоримое преимущество-выход из-под удара, самолеты можно было оперативно рассредоточить по запасным аэродромам. Хочется сказать о мощности тех имеющихся ракет и бомб-3Мт. Бывает в настоящее время возникают вопросы зачем нужна дальняя авиации? Однозначно что в вышеописанное время таких вопросов не возникало.