1. "Шашки к бою! С места! Ура! Бей на смерть! Не жалей!"
Описанная есаулом Зыковым атака явилась по мнению военных "блестящим примером образцовой работы казачьей сотни на поле сражения, подтвердив жизненность конницы"
7 мая 1905 года у деревни Цинсяйпао 2 сотня 1-го Верхнеудинского казачьего полка под командованием есаула Зыкова атаковала 2 роты японской пехоты. Японцы сидели в окопах с двумя пулеметами, однако удачная стрельба русской артилерии заставила их покинуть позиции и уходить к горам. Зыков оценив ситуацию, приказал казакам немедлено атаковать отступавших: "Шашки к бою! С места! Ура! Бей на смерть! Не жалей!"
Есаула Сергея Петровича Зыкова (уроженца Кавказа) характеризовали как отличного рубаку, гимнаста и сильного фехтовальщика, имевшего не один приз за рубку и фехтование. Через 5 лет в 1911 г. он был уже подполковником 5-го Уланского Литовского полка. За атаку у Цинсяйпао С.П. Зыков награжден орденом Св. Георгия 4 ст.
2. Прежде чем лезвие штыка коснулось меня, я шашкой хватил японца
Воспоминания есаула Зыкова дают уникальную информацию от непосредственного участника события:
Есаул опередил казаков на их небольших забайкальских лошадках т.к. под ним был породистый конь привезенный из Австралии: "злость к японцам была столь сильна, что я забыл все и летел как безумный. Помню отлично, раз, посмотрев назад на сотню, что шашки у всех казаков были подняты над головами, как бы закрывая ее, помню отлично, что сотня сильно разсыпалась, растянувшись, и шла буквально кучками, как на пафосных охотах ... Здесь я убедился, что опасно для командира зарываться. Я чуть не погиб зря".
"Перевалив за гору ... я вдруг наткнулся на японского унтер-офицера, державшего ружье "на руку". Лицо его было полно ужаса. Хотел хватить шашкой, но недостал. Мгновенье мы смотрели друг другу в упор. Мой конь встал и не идет вперед. Я не сводил глаз с японца. Вероятно, будь у японца патрон, я погиб бы, но как оказалось после, у него не было в магазине патрона, а в этот момент заряжать винтовку он боялся ... В это время подлетает мой лихой вахмистр Путинцев ... конь мой рванулся вперед и, прежде чем лезвие штыка коснулось меня или моего коня, я шашкой хватил японца над глазами. Думаю, что зная мою силу вы не сомневаетесь, что тот и не пикнул ... Ощущения никакого не испытывал, разве чувство некоторого удовлетворения, что хоть одного зарубил сам, отомстив за всех, убывших из моей сотни казаков. Это был первый и единственный случай за всю компанию, когда мне пришлось рубить самому".
Очевидцы отметили, что в пылу погони Зыков не заметил, как японская пехота при приближении казаков, развернулась и дала залп с 100-200 шагов. Весь бой занял 20 мин. из них 4-5 мин. казаки шли галопом., прежде чем врубились в японцев. Под ударом забайкальцев японцы стали сдаваться, опустив ружья, но в некоторых местах казаков пришлось успокаивать т.к. "страсти разгорелись, и в некоторых местах, даже вставших на колени японцев, казаки рубили". Сотня потеряла одного казака убитым и 7 раненых, у японцев погибли более 100 пехотинцев, 39 чел. были тяжелоранены, 57 чел. взяты в плен.
3. Я за употребление пик .... японец ляжет и его не достать
Резюмируя произошедший бой есаул отметил, нехватку на вооружении казаков пик (к этому времени их сохраняли только донские казаки): "Я считаю человек 5 ранены исключительно из-за отсутствия пик, за которую я всегда стоял и стою. Японец ляжет на землю, а казак даже с маленькой забайкалки не в состоянии его заколоть ... седло с полным вьюком, когда и подушка на седле набита, масса патронов и оружие так обременяют, что достать до земли шашкой положительно нельзя. Во время свалки были случаи на моих глазах: летит какзак на стоящего японца, конь останавливается, как у меня, в 1,5-2 шагах от японца, будь пика заколол бы его, - шашкой не достать. Пика нужна коннице в обе шеренги безусловно ..."
Читайте: Последняя рукопашная капитана Лебедева о которой написал весь мир
Читайте: Ночью не различить лиц и мундиров ... приказано бить людей большого роста