Найти в Дзене

«На этого человека нельзя...» Качалков С. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

Проблема

Всегда ли мы правильно оцениваем окружающих нас людей? Такой вопрос находится в поле зрения писателя С. Качалкова.

Комментарий к проблеме. Первый пример

Первый пример, являющийся началом ответа на вопрос, поставленный автором, - описание жизни человека, который вызывал у людей недоумение по поводу внешности, одежды, поведения. Бозин жил одиноко, работал. Всегда улыбался людям, которые постоянно ему что-нибудь советовали, шутили над его жизнью. Женщины прозвали его «беспутным» и говорили ему, чтобы он не пугал детей своим видом. Родители говорили детям, что из-за плохой учебы они могут стать таким же, как он. Когда он жаловался на боли в затылке от удара, то люди только смеялись, намекая на его пустую голову. В целом жители оценивали Бозина как никчемного человека, не уважали его.

Комментарий к проблеме. Второй пример

В следующем эпизоде, который тоже важен для иллюстрирования проблемы, автор рассказал о том, как изменилось отношение людей к Бозину. Когда он умер, они увидели в его доме удивительную картину с ангелом, поглядев на которую они по-другому представили этого человека. Ему, наверное, тяжело было в одиночестве, и он смотрел на ангелочка, как на своего сыночка. Они даже были похожи друг на друга своими «чистыми и добрыми глазами». Описывая состояние людей, увидевших картину с ангелом, С. Качалков вызывает у читателя такое чувство, как будто этот ангел живой и ждет своего «отца». Женщины заплакали, а мужчина понурил голову. Сейчас они думали об Александре Бозине по-другому и почувствовали нежность и жалость к нему.

Первый и второй пример противопоставлены и ярко иллюстрируют ошибочное отношение к человеку.

Авторская позиция

Автор написал об изменении отношения к человеку. Значит, этот случай говорит о том, что не всегда люди правильно оценивают другого. Часто уже после каких-либо печальных событий раскрывается внутренний мир человека, который удивляет людей.

Собственное мнение

Похожая ситуация описана в рассказе А. Платонова «Юшка», который я хочу привести как пример для подтверждения согласия с С. Качалковым. Помощника кузнеца Ефима, по прозвищу Юшка, люди не любили. Жил он очень бедно, экономил на всем. Взрослые пугали им своих детей, которые травили его и кидали в него тем, что попадалось под руку. Впоследствии, когда он умер от удара человека, которому не понравилось, как Юшка с ним разговаривал, оказалось, что этот человек жил не для себя, а для приемной дочери. Потом она стала врачом и приехала лечить тех людей, который бесчеловечно относились к Юшке. Таким образом, А. Платонов показал, как возникает ошибочное представление о настоящей жизни человека. Ведь очень легко ошибиться, если обращать внимание только на внешний облик.

Вывод

Итак, люди часто ошибочно оценивают человека, отличающегося от них по внешнему виду и по некоторым кажущимся им странным поступкам. Порой за сложившимся мнением об этом человеке скрываются богатства его внутреннего мира.

ТЕКСТ

На этого человека нельзя было смотреть без смеха. Низенький, толстенький, нос - картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. «Беспутный» - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

- Сашка, ты бы умылся, что ли! Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! - кричали женщины и сердито качали головой.

Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:

- Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка Бозин!

Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:

- Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.

Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. А над столом большая картина. На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела - освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. Откуда у Бозина эта картина - купил он её, нашёл где-то или, может быть, сам нарисовал - никто не знал.

Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца.

А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову. (По С. Качалкову)

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки