Офисы покупаются всегда либо для того, чтобы затем сдавать их в аренду, либо для размещения собственных компаний. Во втором случае это дает выигрыш в отсутствии затрат на аренду, что быстро скажется на росте его стоимости. Для большинства покупателей офисной недвижимости действует простое правило: офисы нужны всегда, компаний много, поэтому аренда всегда будет востребована. Это на самом деле очень далеко не всегда так. Общее количество активно действующего бизнеса может быть значительно меньше, чем сдающихся в аренду подходящих офисов. И это бывает не только в периоды кризисов, но и в периоды полного заполнения рынка, когда крупные корпорации во многих рыночных сегментах поглощают маленькие компании и вытесняют их с рынков. В таком случае востребованность аренды любых офисных помещений резко падает. Будущий собственник должен просто пройтись по городу и внимательно присмотреться – если он увидит массу табличек «Аренда» в окнах, то покупать офис в такой ситуации нет смысла.
1. Покупка офиса может быть, как показано выше, покупкой чисто инвестиционной. В момент глубокого спада, когда офисы не ценятся, и нет бизнеса, который бы хотел их снимать, можно купить или взять офис почти даром – он будет стоить даже дешевле, чем любая квартира. И дождавшись подъема очередного экономического цикла такой офис можно сдавать или продавать за деньги, которые будут намного больше того, что они изначально стоили. Конечно, выгоднее, если офис не стоит, а постоянно сдается в аренду, приносят все новые и новые деньги – это крайне выгодно и удобно.
2. Важно знать, что арендные платежи и вообще, вся судьба офисной недвижимости очень сильно зависит от состояния экономики, региональных особенностей, работы транспорта и еще нескольких чуть менее значимых факторов. Поэтому до того, как заниматься такого рода недвижимостью, нужно собрать информацию, чтобы совершенно точно понимать, что именно собственник делает и от чего именно он будет, в конечном итоге, получать деньги. Для этого нужно быть очень внимательным и сильным.
3. Цена недвижимости зависит от компании. Стоит искать и привлекать более богатых арендаторов, более крупные и знаменитые компании – это поднимет цену для других будущих пользователей аренды и увеличит доходность для собственника. Не стоит поддаваться на давление о снижении цены – зачастую немного более высокий ценовой порог привлекает тех, кто может больше заплатить. Но этот порог не должен быть слишком высоким.