Сегодня редко вспоминают о том, что у нас в стране был свой Вудсток. Проявление протестных настроений через творческое самовыражение наиболее ярко и значимо выразилось в таком культурном явлении как сибирский панк. Он был на пике своей популярности в конце 80-х начале 90-х, но без информационной поддержки сошел на нет и теперь медленно и верно, незаслуженно покрывается забвением. По крайней мере, на официальном уровне.
Сибирская волна — это такие группы как: «Гражданская оборона» (г. Омск), «Инструкция по выживанию» (г. Тюмень), Черный Лукич (г. Новосибирск), «Кооператив Ништяк» (г. Тюмень), «Чернозем» (г. Тумень), «Бомж» (г. Новосибирск), Янка Дягелева (г. Новосибирск), «Путти» (Новосибирск). И конечно же музыканты и поэты Егор Летов, Роман Неумоев, Александр Башлачев, Мирослав Немиров.
Сибирскую панк-волну отличали агрессивность, направленная против действующей власти, свобода слова, патриотизм, наличие активной гражданской позиции. В отношении музыки использовались нарочито грязное звучание, имитирование дисторшн-звука посредством перегруза звуковых каналов. Треки записывались в живую без дальнейшей цифровой обработки, в домашних условиях по принципу «сделай сам».
В отношении деятельности этих групп существовало сильное противодействие со стороны властей. Возможности для публичных выступлений были ограничены.
Самая влиятельная группа сибирского андеграунда – «Гражданская оборона». Её основатель Егор Летов останется в истории как центральная фигура этого яркого и бурного музыкально-поэтического направления. Именно он своей активной звукозаписывающей и гастрольной деятельностью внес наибольший вклад в популяризацию движения. Его называют отцом основателем не только сибирского, но и российского панк-движения.
Егор (Игорь) Федорович Летов родился в г. Омске 10 сентября 1964 г. Мать Тамара Георгиевна Летова по профессии врач; отец Фёдор Дмитриевич Летов – военный, участник ВОВ, в 90-х секретарь райкома КПРФ. Старший брат Сергей Федорович Летов – известный саксофонист, импровизатор.
В 13 лет Егор пережил клиническую смерть, был болезненным ребенком. После школы учился в московском строительном ПТУ, но через год был отчислен за прогулы и неуспеваемость. Вернулся в Омск, работал художником на заводе и штукатуром на стройке.
В 1982 году собрал из дворовых друзей группу «Посев». Играли гаражный рок, панк-рок и психоделию. Записали 11 самопальных альбомов, которые никогда не распространялись, но некоторые песни вошли в репертуар «Гражданской обороны». Большинство песен канули в Лету, но отдельные из них, например, «Панк и рок-н-ролл» можно найти в интернете. Эта песня в наибольшей степени отражает идеологию и мышление группы периода, предшествующего возникновению «Гражданской обороны».
Название группы пришло спонтанно. В помещении, где музыканты репетировали висел плакат с надписью: «Гражданская оборона». Летов предложит назваться именно так, музыканты поддержали. Название оправдывает основной посыл группы – самозащита простого человека от любых проявлений тоталитаризма.
В этот период деятельности группы музыканты подверглись репрессиям со стороны властей. Гонения выражались в том, что прямо на улице спортивного вида парни подходили к Летову и другим участникам коллектива, и без всяких объяснение били их в лицо.
Осенью 1985 года дело приняло более серьезный оборот. Егора Летова забрали в психлечебницу на принудительное лечение с диагнозом суицидальный синдром. Там он пробыл три месяца. 21-летнему молодому человеку насильно вкалывали психостимуляторы (нейролептики, от которых он даже временно ослеп) и одновременно привязывали его к кровати, лишая свободы движений. От такой процедуры психика человека перегорает, и он превращается в овощ. Эффект лоботомии. Но Егора сломать не удалось. По его словам, в какой-то момент он понял, что способен поставить блок на психическом уровне на все негативные внешние воздействия. Сидя в психушке, чтобы не свихнутся Егор, находясь в состоянии «бегунка», сочинял стихи и рассказы. Там он получил самый глобальный опыт жизни, осознав, что его личность — «это спокойная единица, находящаяся рядом с телом и с которой ничего нельзя сделать». Он ощутил чувство психической неуязвимости.
Из психушки его выпустили только после того как он написал записку, о том, что намеревается покончить жизнь самоубийством. Некоторое время спустя, будучи на свободе, благодаря связам отца, он узнает, что его снова собираются задержать. Егор пускается в бега, путешествует автостопом по России, живет некоторое время в Москве у брата. Через полгода его перестают разыскивать.
Пострадали все музыканты группы: гитариста Кузьму Рябинова забрали в армию, несмотря на то, что он был негоден по причине сердечной недостаточности. С остальных взяли подписки, что они не будут сотрудничать с Егором, «играть в группе и заниматься антисоветской деятельностью» под угрозой посадки на три года.
После психушки Егор некоторое время работал исключительно один. На простенькой аппаратуре, которую он все-таки подпольно собрал у друзей, с двух магнитофонов накладками записал такие альбомы как «Некрофилия», «Тоталитаризм», «Так закалялась сталь», «Все идет по плану».
Кассеты с альбомами расходились по рукам по всей стране и очень скоро «Гражданская оборона» приобрела всесоюзную известность, в первую очередь среди молодежи.
Со временем гонения ослабевают, популярность растет, к Егору возвращаются его музыканты-соратники: Константин Рябинов, Олег «Манагер» Судаков. В 1987—1989 годах записываются альбомы: «Красный Альбом», «Хорошо!», «Мышеловка», «Боевой стимул», «Армагеддон-Попс», «Русское поле экспериментов». В те же годы идет работа над альбомами параллельного проекта «Коммунизм» и началось сотрудничество Летова и Янки Дягилевой.
Наиболее яркое и мощное выступление группы запечатлено на видео «Гражданская оборона (СыРок 1988)». Это самая удачная видеозапись из всех выступлений, снятых в 80-е годы. Она дает наиболее полное представление о том, чем являлась группа в то время. Примитивное выражение настоящей живой энергии панк-рока.
В начале 90-х угроза коммерциализации группы, а также постоянные драки и беспорядки, сопровождающие концерты «Обороны» побудили Егора временно приостановить деятельность группы. Тем не менее до 1993 года записываются такие известные альбомы как «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества». В конце 1993 года группа возобновила гастрольную деятельность. В 1994 году участвует в рок-движении «Русский прорыв», выступающим против ельцинского режима. Начинается период активной политической деятельности. «Гражданская оборона» поддерживает Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова, выступает в поддержку Зюганова на выборах 1996 года.
Конец 90-х был отмечен кризисом состава – музыканты жили в разных городах, совместная деятельность была затруднена, что вызвало длительный перерыв в создании новых альбомов. Их активная запись началась в нулевые годы. Выходят такие знаковые альбомы как «Долгая счастливая жизнь», «Реанимация», «Зачем снятся сны?». Они отличались более качественным звуком, наличием органа, глобально-философской тематикой песен. Группа дает ряд крупных концертов в московских «Лужниках», в петербургском «Юбилейном», состоялся гастрольный тур в Америку. С 2005 года Егор вместе с женой и бас-гитаристкой позднего состава группы Натальей Чумаковой занимались реставрированием ранних альбомов «Гражданской обороны».