Гладиаторами называли бойцов, дравшихся на арене в Древнем Риме на потеху публике. Слово обозначает "меченосец " и произошло от названия короткого меча - гладия, очень популярного среди военных в то время.
1. Положение гладиатора
- Гладиаторы получали приличное вознаграждение за участие в боях. Самой большой платой за выступление можно считать целый дворец, который император Нерон подарил гладиатору Спикулу.
- Многие рабы старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу.
- Многие рабы-гладиаторы не прекращали участвовать в боях даже получив свободу. Так, гладиатор Филамма четырежды получал символ свободы, но всякий раз после этого вновь подписывал очередной контракт. Он так и остался гладиатором до конца своих дней
- Гладиаторы были высокооплачиваемыми любовниками.
- Практически все гладиаторы были рабами. Тем не менее, они проходили тщательную подготовку, получали высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь.
- С ними старались обращаться бережно, не травмируя и не травмируя зря.
- Мало кто знает, что даже свободные гладиаторы не имели никаких гражданских прав. После того, как свободный человек хоть раз попробовал себя в бое гладиаторов, к нему относились пренебрежительно.
2. Траты зрителей
- Гладиаторы были объектом весьма солидных инвестиций. Если гладиатор погибал, потери спонсора были огромны. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими: спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.
- Среди римских аристократов стало модным иметь личных гладиаторов, которые могли быть неплохими охранниками. Юлий Цезарь, например, содержал 2 тысячи гладиаторов-телохранителей.
- Около гладиаторских арен в Древнем Риме в специальных киосках можно было купить жир животных и пот гладиаторов. Женщины использовали эти вещества в качестве косметических средств.
- Зрителей на боях рассаживали строго по статусу. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок.
- Самыми дорогостоящими считались морские сражения гладиаторов, которые назывались навмахиями. Крупнейшее было организовано по приказу императора Клавдия.
3. Что происходило во время боёв
- Мнение о том, что древнеримские зрители в Колизее выбирали жизнь или смерть для побеждённого, направляя большой палец вверх или вниз, ошибочно.
Оно возникло после появления картины ‘Pollice Verso’ художника Жана-Леона Жерома, который неправильно перевёл латинский текст.
На самом деле отогнутый в любом направлении (вверх или вниз) большой палец означал смерть для побеждённого, символизируя обнажённый меч.
А чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак, намекая на меч, спрятанный в ножны.
- Нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать скользкую от крови площадку свежим песком.
- На бои приглашались музыканты, которые обеспечивали музыкальное сопровождение боя в зависимости от его развития.
- Павшего добивали, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.
4. Связь сражений с похоронами
- Большинство современных историков связывают бои с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян. Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений.
Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.
5. Кинематограф
Фильмы о гладиаторах никогда не снимаются в Колизее — он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр Марка Антония Гордиана в городе Тисдра в Тунисе.