В 2019 году продано 59 тысяч мотоциклов BMW R1200/1250GS - это уже многолетний лидер по продажам среди мотоциклов с объемом двигателя больше 500 куб.см. А в 2020 эта модель отметит свое сорокалетие.
В России BMW GS, или по-простому Гусь, тоже постоянно на первом месте в списке продаж.
Началось все в конце семидесятых.
И это было так. Три мотоциклетных завода продолжают разрабатывать и выпускать мотоциклы построенные на оппозитных моторах произошедших из баварских глубин довоенной истории.
На заводе в Ирбите выпускают тяжелый мотоцикл с коляской Урал М-67-36. Двигатель двухцилиндровый, оппозитный, четырёхтактный. Рабочий объём 649 куб. см. Мощность двигателя 36 л. с. В большинстве случает мотоцикл эксплуатируется с коляской.
На заводе в Киеве выпускают мотоцикл Днепр МТ-10-36. Масса 335 кг, мощность двигателя 36 л. с. Мотоцикл также почти всегда ездит с коляской.
Ну а Мюнхенчане выпускают BMW R80/7 780 куб. см. 55 лс. Редко когда его можно увидеть с коляской.
Тем временем у Европейских трудящихся просыпается страсть к путешествиям, капиталистический механизм экономики реагирует на это, и зарождается класс мотоциклов для путешествий. Появляются, например, первые Honda Goldwing. Но всем этим мотоциклам хорошо на дорогах, а вот вне дорог с твердым покрытием они чувствуют себя фиговенько. С другой стороны уже существует класс внедорожных мотоциклов типа Эндуро. Но путешествовать на таких могут лишь лица с чрезвычайно крепкими нервами и задницами.
И в 1980 году BMW Motorrad выкатывает на суд общественности неведомую зверушку BMW R80G/S, а для того что бы доказать что это именно то, что нужно для путешествий отправляет мотоцикл на ралли Париж-Дакар. В результате Юбер Ориоль на мотоцикле BMW R80G/S выигрывает Дакар 1981 года! Бинго!
Кстати, G/S означает Gelande/Strasse или Грунт/Асфальт - то есть это мотоцикл предназначенный для езды по дорогам с любым типом покрытия.
Продажи BMW G/S растут по экспоненте и вскоре треть всех мотоциклов продающихся с бело-голубым кружком это большие Гуси.
Первый Гусь был с мотором в 797 кубических сантиметра (оппозитный, воздушного охлаждения и двухцилиндровый), который выдавал 50 л.с. При этом весил мотоцикл очень мало по сравнению со своими братьями и сестрами - всего 186 килограмм. Мотоцикл мог разгоняться до 160 км.ч
Передняя подвеска привычный всем телескоп, а вот задняя стала довольно редкой, на тот момент, системой Монолевер с односторонним маятником и консольным креплением колеса.
А дальше понеслось. 40 лет развития. Следующим в 1986 году стал BMW R100GS потерявший слэш вмежду G и S и с уже литровым мотором мощностью в 60 л.с. Сзади появляется подвеска Paralever, крайне полезная для карданного привода и управляемости.
в 1993 году на прилавки спортмагов выходит BMW R1100GS, мотор в 1085 кубов выдает уже 80 л.с. Это уже совершенно новый революционный мотоцикл и многие решения появившиеся в этой модели до сих пор используются в мотоциклах BMW. Это и передняя подвеска Telelever про которую довольно подробно я уже рассказывал, и четырехклапанные головки цилиндров и мотор ставший частью силовой структуры, то есть фактически к мотору крепятся передняя и задняя части мотоцикла. Появляется первая массовая система АБС.
1999 год на смену 1100 приходит BMW R1150GS, кроме увеличенного мотора мощностью в 85 лс, тут появляется шестиступенчатая КПП.
2004 год Новая революция. BMW R1200GS Мотоцикл с мотором объемом в 1170 кубических сантиметров и мощностью в 98 л.с. При этом мотоцикл скинул 24 килограмма. На этой модели начали появляться уже привычные сегодня электронно-управляемые подвески . АБС стал базовым оборудованием.
2013 год. Исчерпав возможности развития мотора с воздушно-масляным охлаждением баварцы в том же формате два цилиндра - оппозит представляют совершенно новый мотор у которого головки цилиндров охлаждаются жидкостью. BMW R1200GS LC. Мощность достигает 126 л.с. При этом мотор полностью изменил конструкцию мотоцикла. Хотя бы потому, что кардан стал проходить с левой стороны мотоцикла. Вибрации мотора стали ниже за счет более эффективных балансирных валов. Вместо сухого сцепления автомобильного типа появляется привычное мотоциклистам многодисковое сцепление работающее в масляной ванне. Новая рама типа "птичья клетка". Появляется светодиодная оптика. В общем эта модель стала глобальным переосмыслением концепции большого туристического мотоцикла для путешествий по дорогам совершенно разного качества.
Вишенкой на торте в 2019 году стало появление нового мотора 1250, который достиг 136 лс (100 квт). Подробнее про изюминки нового мотора я писал раньше, а сейчас лишь напомню о том, что в нем появилась система регулировки высоты поднятия и фаз клапанов в названием ShiftCam . Именно с моделью BMW R1250GS команда BMW Motorrad встречает сорокалетие модели GS
Прошлым летом я отттестировал ряд моделей BMW Motorrad и покорившись тем как едет BMW R1250GS , я в феврале 2020, продав свой BMW K1300R, стал обладателем новенького BMW R1250GS. Это первый новый мотоцикл у меня. И рассказ о нем будет отдельно.