Для создателя искусство-любимое дитя, для коллекционера-предмет желания, а для мозга произведение искусства-объект, как и любой другой... о том, нужно ли понимать искусство, чтобы восхищаться им, мы спрашиваем психолога.
Что происходит в нашем мозгу, когда мы входим в Лувр?
Как и в любом музее, возникает эффект скученности, и тогда активность мозга усиливается. Не только в зрительной системе, но и прежде всего в так называемой лимбической системе, связанной с эмоциями. Эмоции неотъемлемы от восприятия. Мозг не интерпретирует то, что он видит, как произведения искусства для него музей-это множество элементов в одном месте, информация, которую нужно обработать. Поэтому он выделяет один объект и сужает к нему внимание.
По какому принципу он делает выбор этого объекта?
Здесь происходят реакции быстрее и сильнее нашего намерения, например, реакция на контраст. Если что-то сильно контрастирует, тем быстрее и дольше оно привлекает наше внимание. Точно так же более крупные объекты взаимодействуют сильнее, чем меньшие, но бывает так, что маленькое, сильно контрастирующее изображение выигрывает у большого, но приглушенного.
То есть это происходит вне сферы разума?
Это и есть разум. Мозг создает ум, разум — это все функции нашего мозга. Зрительное восприятие и внимание-это когнитивные функции, то есть они тоже являются компонентами ума. С этой точки зрения то, что сильно контрастирует, важно для выживания, потому что оно позволяет направить внимание на объект в пространстве и решить, является ли оно для нас опасным или нет. Если оценить его как безопасный, то можно приблизиться к появлению следующих элементов, например, его формы. Причем чем конкретнее объект (например, стол), тем легче он распознается и тем быстрее падает напряжение. Чем дольше требуется распознавание объекта, тем больше напряжение вызывает в нас.
Сначала возникает беспокойство?
Удивление и неподвижность, которые заставляют захватывать наше внимание, а мозг зондирует, известен ли этот стимул или нет. Это банальный критерий, необходимо идентифицировать. Если это не удастся, то из неподвижности можно перейти в отдаление. В свою очередь, если стимул идентифицируется и оценивается как безопасный, мы либо проходим мимо, либо подходим с любопытством. Это все время сопровождается эмоциями.
Или уже тогда включается эстетическая оценка? Ограничивается ли дилемма выбором между подходом и бегством?
Схема: приблизиться или уйти. Эстетика-это другой вопрос. Чтобы определить, есть ли что-то эстетическое, нужно сначала почувствовать это удовольствие, а значит, нужно приблизиться. Для этого нужно только почувствовать, что стимул нам не угрожает. Поэтому все может быть эстетичным. Лучше сказать, что нам нравится, а что нет. Может понравиться все, лишь бы вызвать внутреннее одобрение.
Из исследования взаимосвязи личности с предпочтениями в вопросах искусства следует, что личность влияет не на то, что мы выбираем в искусстве, а на то, по какой причине мы выбираем эту вещь. В этом контексте "Черный квадрат на белом фоне” Казимира Малевича или "консервные Банки с супом компании "Кэмпбелл” Энди Уорхола могут быть признаны произведениями искусства, потому что не важно, что это, но почему, из каких причин и для каких целей показан художником.И выбирают именно его.
Какие это могут быть причины?
Многообразие, эмоциональное и интеллектуальное. Чем что-то более трогательно для кого-то, тем охотнее выбирается. Двигаясь в разных направлениях. Если кто — то чувствует себя удивленным или испуганным, это не значит, что они откажутся от этого. Эмоциональность обусловлена индивидуально.
Значит, искусство не нужно понимать?
Искусство не нужно понимать, чтобы реагировать на него, но нужно понимать, чтобы отдавать предпочтение! Нам не нужно ничего знать о том, что мы наблюдаем, чтобы реагировать перцептивно по принципу: приближаться или отдаляться. Я хочу или не хочу, мне нравится или не нравится. Напротив, когда мы хотим определить, интересует ли это нас, выбирать, искать, расширять горизонт-нам нужно понимать творческий и приемный контекст. Произведения, признанные спорными, не понимаются, но и не игнорируются. Просто что-то новое и одновременно отталкивающее. Чтобы определить, имеет ли это коммуникативную ценность, нужно понимать, для чего это, а не только почему. Мозг постоянно учится и переформулирует.
Доброе утро! Отличного настроения! Лайк:)