Последние годы во всем мире растет движение антипрививочников - людей, которые отрицают эффективность вакцинации. Результат оказывается печальным: возникают вспышки заболеваний, которые вполне можно было предотвратить с помощью массовой вакцинации. Антипрививочников не могут убедить ни рекомендации врачей, ни просветительская работа ученых. А как справлялись со страхом прививок 250 лет назад?
Бичом Европы XVIII века была оспа, от которой особенно страдали дети. Достоверных данных нет, но речь может идти о десятках, а то и сотнях тысяч летальных исходов в России ежегодно. Болезнь не щадила никого – в 1730 году она унесла жизнь последнего прямого потомка рода Романовых по мужской линии, 14-летнего императора Петра II.
Первым шагом Екатерины II по борьбе с инфекциями стал указ 1762 года «Об учреждении особых домов при городах для одержимых опасными и прилипчивыми болезнями». Когда же в 1768-м в России вспыхнула очередная эпидемия, императрица первой в стране решилась на оспопрививание.
Для прививки в Петербург пригласили английского врача Томаса Димсдейла, который тайно провёл процедуру вариоляции. Технически это выглядело так: он вскрыл оспину у крестьянского отрока Александра Маркова, смочил в выступившем гное нитку, а затем протянул её по надрезу на руке Екатерины. За пару недель государыня перенесла лёгкую форму заболевания, и прививку сделали её сыну — будущему императору Павлу.
Выздоровление монарших особ сопровождалось манифестом и комплексом мероприятий, который в наши дни назвали бы рекламной кампанией оспопрививания. Прививки тут же сделали около 140 придворных, хотя желающих было ещё больше.
«Нету знатного дома, в котором не было по нескольку привитых, а многие жалеют, что имели природную оспу и не могут быть по моде», — отмечала императрица в письме российскому послу в Англии.
Всех участников первой российской прививки как-то отметили. Маркова определили в кадетский корпус, даровав ему дворянский титул, герб с изображением разверстой раны на руке и фамилию Оспенный. Димсдейла жаловали производством в бароны и щедрой пенсией, а в честь Екатерины выпустили памятную медаль. На ней императрица, держа за руку цесаревича Павла, стоит перед женской фигурой с детьми, символизирующей Россию. По кругу выбита надпись: «Собою подала пример», а ниже указана дата — «Октября 12 дня 1768 года». Медаль в прошлом году можно было увидеть на выставке «Российская благотворительность под покровительством Императорского дома Романовых» в «Царицыно».
В ноябре того же года в Петербурге поставили аллегорический балет «Побеждённое предрассуждение». Главные действующие лица были те же, что и на медали — Рутения (Россия), Минерва (Екатерина II) и Алцид (Павел). По сюжету отчаявшаяся Рутения безнадёжно взирала на Химер (оспа), пожирающих её детей, но появившиеся Минерва и Алцид изгоняли Суеверие и Невежество, и дело заканчивалось радостным танцем народа.
Вариоляцию в России проводили бесплатно, а родителей даже материально стимулировали — за прививание детей им выдавался «оспенный» серебряный рубль.
В 1801 году благодаря вдовствующей императрице Марии Фёдоровне в московском Воспитательном доме была проведена первая в России вакцинация, и до 1917 года прививки стали обязательными для всех учреждений общественного призрения.
О других экспонатах выставки «Российская благотворительность под покровительством Императорского дома Романовых» можно прочитать здесь и здесь.
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе новостей московских музеях!