Holt 20-30 (Model T-5).
Страна: САСШ
Производитель: Holt Manufacturing Company
Год выпуска: 1913-1914
Кол-во выпущенных: 11
Мощность 30 л.с.
Разработав и начав серийное производство "полугусеничные" трактора с передним рулевым колесом, ставшие де факто стандартом для тягачей второго десятилетия 20-го века, Холт, как никто другой понимал технические ограничения машин такого типа. И во время Первой мировой ничего большего, чем импровизированные или экспериментальные бронированные машины построить не удалось. Быть артиллерийским тягачём - это максимум на что они могли рассчитывать. В итоге Холт нашел решение в Британии, компания Хорнсби не только разработала и запатентовала систему гусеничного движителя без рулевого колеса, но и выпустила несколько вполне работоспособных машин. И Холт сделал очередной шаг к танкам, которых впрочем не было даже еще в планах.
В 1912 году Бенджамин Холт купил в Великобритании патент у Хорнсбу на систему бортовых передач с использованием фрикционных муфт ( clutches-brakes ). Применение этой системы позволяло отказаться от использования переднего поворотного колеса. Трактора Хорнсби в 1906-1908 годах демонстрировали отличную проходимость и управляемость. Проблемой была передача достаточно большого момента на каждую из гусениц, муфты быстро выходили из эксплуатации.
Только в 1913 году на заводе Холта в Пеории был показан первый гусеничный трактор компании без переднего рулевого колеса - Holt 20-30 (Model T-5). Трактор был оснащен двигателем Holt M-4, четырехцилиндровым, размерностью 6х7 дюймов и мощностью 30 л.с. Головка двигателя имела компоновку T-head с нижнеклапанной системой газораспределения.
Название "muley" трактора сначала Холта, а потом и Бэста получили уже от пользователей, когда машины получили к заказчикам. Слово "мулей" не имеет дословного перевода, происходит скорее всего от слова "mule" - тягач, толкач, мул и значит, что то типа "безрогая корова". В официальных обозначениях слово никогда не использовалось.
Всего было построено 11 тракторов, на которых отрабатывалась система управления гусеницами и бортовые передачи. В ходе испытаний было доказано, что система работоспособна, но требуется по крайней мере увеличить мощность двигателя до 40-45 л.с. Что и было сделано на следующей модели Holt 45, ставшей первой массовой гусеничной машиной без рулевого переднего колеса.
Источники:
Caterpillar Chronicle : History of the Greatest Earthmovers Авторы: Eric C. Orlemann
Caterpillar Авторы: Eric C. Orleman
Classic Caterpillar Crawlers Авторы: Keith Haddock Eric C. Orlemann