Найти в Дзене
Пешком по Ташкенту

7 видов традиционного искусства, которые вымирают в Узбекистане

Оглавление

Порою между ремеслом и искусством проходит очень тонкая грань. Бывает, что первое вытекает из второго, а бывает и наоборот. Плачевной является ситуация, когда безвозвратно пропадают, утекают, растворяются, сходят на нет и то и другое. Эта статья о традиционных творческих профессиях, представителей которых уже очень трудно встретить в Ташкенте.

1. Канатоходцы

Лет 15 назад можно было прийти за продуктами на базар Чорсу и стать свидетелем уличного представления. Стойки устанавливались под открытым небом прямо на площади перед рынком. Национальные инструменты карнай и сурнай созывали зрителя.

Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)
Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)

Сегодня увидеть немногочисленных представителей этого вида циркового искусства можно лишь на крупных фольклорных фестивалях, ну может было еще в цирке. Но то, что показывают канатоходцы в цирке, потеряло народный дух. Обидно, ведь это искусство уходит корнями в века. В те века, когда верблюды гордо шествовали по Великому шелковому, и в крупных городах на своем пути, утомленные дорогой купцы могли развлечь себя ярмарочным шоу.

2. Гуттаперчевые дети

Было мне, наверное, лет 5 или 6, когда я первый раз увидела гуттаперчевых детей. Отец повел меня в зоопарк, и я запомнила этот поход исключительно благодаря представлению маленькой семейной трупы, в которой главная роль отводилась девочке. Что она вытворяла?! Ой, она вытворяла что-то совершенно невозможное. Выступление проходило на маленькой площадке, день был выходной, родителей с детьми в зоопарке было много. Я бы, конечно, ничего не увидела, если бы не сидела у папы на шее.

Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)
Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)

3. Ярмарочные силачи

Эти полваны (богатыри) пудовые гири метали с легкостью, стальные прутья гнули как проволоку, вес поднимали немыслимый. Где это было? Неужели тоже только в детстве? А, нет последний раз видела на фестивале «Голос веков» (Асрлар садоси) в Навоинской области в 2013 году.

Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)
Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)

4. Кукольники

Кукольный театр, как искусство вообще, переживает не самые лучшие времена во всем мире. Если быть честнее, он просто вымирает. Если поддерживаемым государством кукольникам трудно собирать залы и оправдывать свое существование, то народникам это сделать практически невозможно. А прелесть народного ярмарочного кукольного шоу в искрометном недетском юморе, молниеносной реакции на злобу дня.

Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)
Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)

5. Мастера росписи по фарфору

В советские времена в Узбекистане было три завода, где расписывался фарфор. Сегодня нет ни одного. Причина в отсутствии своего сырья. Оно оказывается было привозным. Тот каолин, что добывается в Ташкентской области, плохого качества. Изысканной посуды из него не сделаешь.

Фото автора
Фото автора

Нынешним мастерам остается лишь закупать за границей «белье» (готовые фарфоровые изделия без оформления), разрисовывать их в национальном стиле, обжигать, а потом пытаться продать. Получается дорого, трудоемко, экономически нецелесообразно.

Мастер-класс по росписи фарфора Риммы Газалиевой. Фото автора
Мастер-класс по росписи фарфора Риммы Газалиевой. Фото автора

6. Мастера джигитовки

Джигитовка как искусство в мировом цирковом искусстве не в таком плачевном состоянии, как кукольные театры. В плачевном состоянии она в Узбекистане.

фото автора
фото автора

Несогласные с этим утверждением, в качестве контрдоказательств пусть приводят фамилии известных династий (кроме Зариповых), и пусть расскажут, когда они в последний раз видели в Узбекистане действительно достойное выступление мастеров джигитовки.

О былом величии напомнят фото старых цирковых афиш. Фото автора
О былом величии напомнят фото старых цирковых афиш. Фото автора

7. Острословы

Острословы или как их называют в Узбекистане, аскиябозы – это не то же самое, что телевизионный комики, артисты-сатирики или стендаперы. Аскиябозы не выступают по заранее написанным и заученным монологам и не разыгрывают отрепетированных сцен.

Фото автора
Фото автора

Аския – искусство острословия в форме состязания. Говоря современным языком, это баттл, это живая импровизация на любую тему между двумя-тремя мастерами. По крайней мере так было. А что сейчас? Литературные негры пишут сами или перекраивают в монологи всем известные и давно потерявшие актуальность анекдоты. Артист выходит на сцену и рассказывает эту чушь от своего имени. Ай-яй-яй-я, это что угодно, но не аския.

Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)
Фото автора с фестиваля "Асрлар садоси" (2013г)

По поводу фарфора все понятно. Причиной же угасания самобытных жанров народно-зрелищного искусства можно назвать отсутствие их самоокупаемости. Однако, во всех народах и во все времена были истинные фанаты своего дела, продолжавшие любимое дело искусства ради.

Концовка пафосная получилась, да? Ладно, прекращаю. Хочу лишь попросить, если окажитесь в базарный день на базарной площади где-нибудь в узбекской глубинке, и увидите там ярмарочное шоу, не поскупитесь, отблагодарите артистов хорошей денежкой.

Фото автора
Фото автора

Благодарю вас за то, что дочитали этот текст до конца. Если статья понравилась, пожалуйста, ставьте лайк, делитесь своими переживаниями по теме в комментариях здесь или в социальных сетях.