Найти тему

«Отличные новости! Русские с нами!»

Высокий старик в белом берете нежно пожимает руку миниатюрной старушке в увешанном орденами пиджаке. Та улыбается в ответ, но совсем без кокетства и, поправив черный галстук, задерживает его ладонь в своей. Он говорит ей что-то медленно, по-английски. Слов не слышно.

"Здравствуйте, мой дорогой", – по-русски отвечает на приветствие Лидия Петровна Ананьева и наклоняет седую голову в таком же белом, как у собеседника, берете. Белым, как бесконечный полярный день, через который навстречу другу руку протянули руку помощи британские и русские моряки – участники арктического конвоя. Белые береты – знак отличия ветеранов арктических конвоев.

Самое страшное плавание в мире

За четыре года к берегам СССР прошли более 40 конвоев из 811 судов. Обратно ушли 35 конвоев из 715 судов. Всего союзники по договору ленд-лиза доставили в СССР более 4,5 млн тонн грузов. В ходе операции затонуло 87 торговых судов.Самой драматической была судьба конвоя PQ-17 – в июне 1942 года лишь 11 из 35 судов достигли портов назначения. Операция унесла жизни трех тысяч британских моряков.

Уинстон Черчилль называл конвои "самым страшным плаванием в мире". Конвои шли сквозь полярную ночь в кромешной тьме, участники вспоминают и то, как с гребня на гребень словно щепки перекидывало многотонные суда, и как непрестанно заливало ледяной водой палубы, и как порывы полярных ветров – вода вперемешку с ледяным крошевом – в кровь разбивали лицо.

Британские моряки на палубе крейсера "Бервик"
Британские моряки на палубе крейсера "Бервик"

Каждая из операций была шахматной партией, которую разыгрывали союзники. Первой всегда вступала разведывательная авиация – она собирала данные о позициях противника, границах льдов на трассе и погодных условиях. Параллельно авиация бомбила немецкие аэродромы в Норвегии и Финляндии, подводные лодки атаковали надводный флот противника. Небо прикрывала морская авиация – днем над судами могло кружить с десяток самолетов.

В советских водах безопасность конвоев обеспечивали миниатюрные траулеры, в прошлом – рыболовные суда, которые снабжали участников операции боеприпасами и топливом.

Принцесса арктического конвоя

На таком корабле под названием "Кировец" служила Лидия Григорьевна Ананьева. Взрослых в деревне в Вологодской области почти не осталось, и в декабре 1941 года в сельсовете собрали 12 детей-новобранцев. Сборы были короткими – наказали взять с собой кружку, ложку, еду на три дня.

Лидия Ананьева прослужила на Северном флоте до победного 1945 года
Лидия Ананьева прослужила на Северном флоте до победного 1945 года

На перекладных доехали до Вологды, оттуда в товарняках – до Мурманска. "Около Кандалакши налетели самолеты – туча такая, что белого света видно не было, – рассказывает Лидия Григорьевна. – Начали нас бомбить. Мы разбежались кто куда. Потом собрали нас обратно, довезли до Мурманска, переодели в морскую форму и отправили на учебу".

Так Лидия стала судомотористом. Как сложилась судьба у девочек и мальчиков, что учились с ней вместе, Лидия Григорьевна не знает. Через полгода учения детей отправили на практику.

"У меня были косы до колена – золотистого цвета, как солома желтые, в детстве даже царицей звали, – рассказывает она. – Когда призвали, косы отрезали. С практики многие вернулись седыми".

Накануне 9 мая в библиотеке Московского района была торжественно представлена книга "Принцесса арктического конвоя", посвященная Лидии Григорьевне.

Война в Териберке

Лиду отправили в рыбацкий поселок Териберка – здесь, на моторно-рыболовной станции на берегу Баренцева моря, она прослужила до конца войны. В первые дни девочка чуть не погибла – ее выбросило за борт. "Кто спас меня – не знаю, никто не признался из команды".

Свой экипаж, шесть мужчин, помнит хорошо: "Это были взрослые мужчины, но я их за стариков держала. Хорошие они были: берегли, не обижали, хоть женщина на корабле и плохая примета". На женщин та жизнь и не была рассчитана. "На корабле давали бутылку водки и табак, – говорит она. – А хлеба не было, рыбой питались".

Когда Лиду ранило, она не оставила корабль: заменить было некому. "Я на носу сидела и смотрела вперед: говорила капитану, где мины, а он корабль вел", – рассказывает она. Немецкий самолет дал очередь по палубе – пуля попала девочке в ногу. А медицины не было на борту, только пулеметы.

В отпуск Лида ездила домой, под Вологду. Родные не хотели пускать на порог. "Приехала домой, там ночь, стучу – мама мне не открывает, – сквозь слезы рассказывает Лидия Григорьевна.  Говорит – "ты – дезертир", тогда ведь  их очень много было, из армии бежали.  Пряталась они в сельской местности. Потом все-таки вышел ко мне меньшой брат. Я документы ему подала – тогда только мама поверила, что я в отпуску. А что толку, что – в отпуску? Два дня осталось только у меня. Поздоровалась, в бане помылась и обратно в дорогу отправилась".

На "Кировце" прослужила до октября 1945 года. Видела, как немцы на глазах экипажа подорвали подводу с ранеными, вспоминает, как захотели под Териберкой набрать пресной воды в реке, но не смогли. Вместо воды сплошная кровь.

А после войны выяснилось, что документов, подтверждающих службу Лидии Григорьевны, нет. Когда в 2011 году (!) документы наконец нашлись, Лидии Григорьевне подтвердили все: и что была участником войны, и что ранена была, и что точки огневые обходила.

Борт к борту

Лидия Григорьевна вспоминает, как приходили в Мурманске союзнические конвои, как моряки вместе разгружали доставшийся груз. "Швартуемся: их борт – наш борт. Они нас поддерживали – люди это чувствовали и радовались".

Правда, перекинуться даже парой слов с союзниками в военные годы Лидии Григорьевне не довелось. "Нам не разрешали ни с кем разговаривать", – говорит она.

Встретиться и поговорить участники конвоев смогли спустя годы, после холодной войны, после распада Советского Союза. Парадоксально, но и в России, и в странах-союзницах надолго забыли о совместной операции.

Первая встреча ветеранов состоялась двадцать лет назад. По словам капитана первого ранга Юрия Александрова, создавшего в 1995 году организацию "Полярный конвой", уже тогда среди немногочисленных участников встречи были ветераны, которые узнали друг друга. Те, кто видел друг друга "по ту сторону" конвоя. А ведь это практически невероятно: общее количество участников конвоев зашкаливало за 17 тысяч человек! Так в Петербурге родилось арктическое братство. Впрочем, не единственное в мире – в Британии действует еще несколько организаций, которые объединяет стремление воскресить память о забытом подвиге союзников.

Ее силами организуются выставки, проводятся встречи ветеранов союзнических стран. Одна такая встреча завершается в эти в дни в Петербурге – на 75-летие со дня начала войны в Петербург с ответным визитом приехали 11 ветеранов из Англии и Шотландии: российские ветераны только-только вернулись из поездки по Британии.

8 мая 2015 года. Встреча ветеранов арктических конвоев в Петербурге
8 мая 2015 года. Встреча ветеранов арктических конвоев в Петербурге

На борту авианосца

Фреду было чуть больше семнадцати, когда он ушел на флот добровольцем. В 1943 году эскортный авианосец Сampania, на котором он служил старшим авиамехаником, десять раз сопровождал арктические конвои: пять – в Мурманск и ровно столько же – обратно. На вопрос, ощущался ли союзнический дух, Фред отвечает: да.

В 1943 году Фред Юделл пять раз проследовал с арктическими конвоями от берегов Британии до Мурманска и обратно в должности авиамеханика эскортного авианосца Сampania
В 1943 году Фред Юделл пять раз проследовал с арктическими конвоями от берегов Британии до Мурманска и обратно в должности авиамеханика эскортного авианосца Сampania

"Я помню момент, когда Германия напала на Советский Союз, – рассказывает Фред. – Британия уже вела борьбу с фашистской Германией, Америка еще не присоединилась. Мой отец тогда служил в королевских военно-воздушных силах и был ранен. Мы с братом пришли навестить его в военном госпитале. Представьте себе: длинные ряды больничных коек с ранеными солдатами. И вдруг открывается дверь, врывается человек с криком: "Русские с нами!" Так я узнал, что Германия напала на СССР. Знаете, когда я говорю с людьми в Англии о войне, они не всегда понимают, что Советский Союз потерял больше 20 миллионов людей – и гражданских, и военных. Это больше половины населения нашей страны! Человеческие жертвы, разрушения... Я в Санкт-Петербурге, и меня просто поражает, как быстро был восстановлен город после блокады. Я не понимаю, как вы это сделали. Это должно было быть очень тяжело".

Фред достает из нагрудного кармана фотографии, сделанные во время службы: карточку улыбающегося молодого моряка с вышитым на канте HMS (His Majesty's Ship – корабль Его Королевского Величества), черно-белые снимки – корабли, дрейфующие в белоснежных льдах, идущие ко дну обломки. Говорит, что носит их с собой, потому что тем, кто не был в полярных конвоях, практически невозможно объяснить, что он пережил.

Фред Юделл на службе в британском флоте. На войну ушел добровольцем в 17 лет
Фред Юделл на службе в британском флоте. На войну ушел добровольцем в 17 лет

Он вспоминает, как общался с русскими в Мурманске. Точнее, с красноармейцами, с местными женщинами британским морякам общаться запрещалось. "Советским властям очень это не нравилось, но нам бы хотелось", – с улыбкой добавляет Фред.

Фотографии, сделанные Фредом Юделлом во время службы на авианосце Сampania
Фотографии, сделанные Фредом Юделлом во время службы на авианосце Сampania
-7

И вспоминает свой первый конвой: "На берег экипаж авианосца доставляли на лодках – корабли порой были слишком велики, чтобы зайти в порт. Когда я первый раз сошел на берег в Полярных Зорях, нас ждали солдаты Красной Армии. Но больше всего ждали сигарет и мыла, которые у нас были с собой. Так что в следующий раз я привез с собой небольшой запас. Некоторые из красноармейцев, которые разгружали корабли, были ранены, но продолжали работать. Вы можете себе представить? Это было очень тяжело. Они были невероятно рады получить мыло, сигареты и особенно шоколад".

Объяснялись в основном жестами–языки знал только офицерский состав. "Рядовые моряки не говорили по-английски, – рассказывает Фред. – Но удивительно, что можно общаться без языка. Скажем, у меня были сигареты, а у солдата – форменный ремень с пряжкой. Я доставал из кармана одну пачку сигарет за другой, пока нам не удавалось сторговаться".

Потом задумчиво, уже без улыбки продолжает: "Знаете, а ведь главная проблема в том, что мы плохо понимаем друг друга и очень мало знаем друг о друге. Языковые границы разделяют и отдаляют людей. Невозможно говорить о политике и даже о самых простых вещах, если вы совсем не знаете языка".

Справка "Новой"

31 августа 1941 года  шесть торговых судов в сопровождении девяти кораблей эскорта преодолели путь от берегов Исландии до Архангельска всего за десять дней. Операция получила название "Дервиш", а экспедиция стала первым конвоем.

Гитлеровское командование приняло решение противостоять действиям союзников. Причин было две. Первая очевидная: протянутая рука помощи делала туманной перспективу задушить противников в одиночку. Вторая: гитлеровское командование всерьез опасалась, что британцы намерены совершить вторжение на территорию оккупированной Норвегии.

Уже в начале 1942 года в район норвежского Тронхейма были стянуты значительные военные силы: пять эсминцев, линкор "Тирпиц" и четыре крейсера. Численность 5-го воздушного флота Германии, базировавшегося в Норвегии и Финляндии, была оперативно увеличена до 500 самолетов. Ставку немецкое командование сделало на  подводные лодки – за время операции их количество колебалось с 18 до 40.

Истребитель взлетает с американского авианосца
Истребитель взлетает с американского авианосца
Торпедный расчет британского крейсера в специальном обмундировании
Торпедный расчет британского крейсера в специальном обмундировании

Советская и зарубежная историография серьезно разнятся в оценке того, насколько существенной была помощь союзников, однако данные о ее объемах совпадают. В период с 1941 по 1945 год одни только арктические конвои доставили в СССР свыше 4,5 млн  тонн груза. По разным оценкам, это составило от 25 до 29% общего объема товаров, отправленных союзниками за годы войны (помимо арктического маршрута, самого короткого и вместе с тем самого опасного, грузы приходили также по тихоокеанскому и трансиранскому маршруту). В поставках оружия на долю Северного пути пришлось около половины товаров, доставленных по ленд-лизу, – не менее пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов.

Талисман крейсера «Герцог Йоркский» – кот Виски
Талисман крейсера «Герцог Йоркский» – кот Виски

Однако исследователи категорически не совпадают в оценке того, каков был удельный процент поставок. В советской историографии еще со сталинских времен существовала только одна цифра – 4%. Таков вклад в военное промышленное производство своими поставками внесли союзники.

Другая цифра появилась только в 2012 году: в свет вышла монография Николая Рыжкова "Великая Отечественная: ленд-лиз",  где автор указывает – общая  сумма поставок по ленд-лизу составляла 13,2 млрд долларов, то есть 7% промышленного производства СССР. Но даже эта цифра в два раза ниже той, что называют западные исследователи: 9–12%. 

Спасенные члены экипажа британского эсминца
Спасенные члены экипажа британского эсминца
Нефтяной танкер и грузовое судно в арктических водах
Нефтяной танкер и грузовое судно в арктических водах

Снимки героев публикации - фотограф Светлана Рагина

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Ольгу Тулинову