Найти тему

Биография Альфреда Норт Уайтхеда. Часть III

В те годы Уайтхед также строил философские основы физики. К этому его привело то, что он хотел представить геометрию - не как выведенную из гипотетических предположений о предполагаемых, хотя и незаметных сущностях (например, точках), а как науку о действительном пространстве, представляющую собой комплекс отношений между протяженными вещами. Из воспринимаемых элементов и отношений он логически выстраивал сущности, которые связаны друг с другом точно так же, как точки находятся в геометрии. Это было только началом его задачи, так как Альберт Эйнштейн пересмотрел представления о пространстве, времени и движении.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B0%D0%B9%D1%82%D1%85%D0%B5%D0%B4,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%9D%D0%BE%D1%80%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Alfred_North_Whitehead_-_cropped.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B0%D0%B9%D1%82%D1%85%D0%B5%D0%B4,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%9D%D0%BE%D1%80%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Alfred_North_Whitehead_-_cropped.jpg

Уайтхед был убежден, что эти три понятия должны основываться на общем характере восприятия человеком внешнего мира. В 1919 г. он опубликовал "Запрос о принципах естественного знания", который был одновременно поисковым и конструктивным, но слишком философским и слишком сложным, чтобы влиять на физиков.

В 1915 г. Уайтхед начал обсуждать с философами концептуальные основы научного познания, а затем опубликовал нематематическую книгу "Понятие природы" (1920 г.). Хотя он и отверг идеалистические взгляды на отношение природы к восприятию умов, он не был реалистом школы под руководством Рассела и Г.Е. Мура. Подтверждая, что события - это основные составляющие природы, и этот отрывок, или творческий прогресс, является ее самой фундаментальной особенностью - доктрины, предвосхитившие его более поздние метафизики - Уайтхэд, в некоторой степени были под влиянием антимеханистической философии перемен Анри Бергсона. Но он также был в некотором роде платонистом; он видел определенный характер событий как следствие "ингрессии" вневременных сущностей.

Карьера в Соединенных Штатах

В начале 1920-х годов Уайтхед, несомненно, была самой выдающейся фигурой в философии науки, которая писала на английском языке. Когда друг Гарвардского университета, историк Генри Осборн Тейлор, пообещал деньги на его зарплату, Гарвард в начале 1924 года предложил Уайтхеду пятилетнее назначение на должность профессора философии. Ему было 63 года, а ещё максимум два года он должен был поступить в Императорский колледж. Идея преподавать философию привлекла его, и его жена всецело согласилась с этим предложением. Вскоре Гарвард обнаружил, что он нанял не только философа, но и метафизика, по своему положению сравнимого с Готфридом Вильгельмом Лейбницом и Г.В.Ф. Гегелем.

В начале 1925 г. он прочитал в Бостоне восемь лекций, опубликованных в том же году (с дополнениями - в дополнение к ним - свои самые ранние труды о Боге), что и "Наука и современный мир". В нём он драматично описал то, что долгое время занимало его медитацию, а именно подъём, триумф и влияние "научного материализма" - т.е. точку зрения, что природа не состоит ни из чего, кроме материи, находящейся в движении, или потока чисто физической энергии. Он критиковал этот материализм как путающий абстрактную систему математической физики с конкретной реальностью природы. Разум Уайтхеда был с такими абстракциями, и он видел в них не интеллектуальные изобретения, а настоящие открытия; но его чувство полноты существования побудило его обратиться к философии с призывом исправить их упущения, вернувшись к разнообразию конкретного опыта, а затем обрамлять более широкие идеи. Важность этой книги была сразу же признана. Что, пожалуй, поразило большинство читателей, так это обращение Уайтхеда к своим любимым поэтам Уильяму Вордсворту и Перси Байше Шелли против исключения ценностей из природы.

В 1926 году появилась компактная книга "Религия в создании". В ней Уайтхед интерпретировал религию как достижение самого глубокого уровня в одиночестве человечества, то есть как отношение индивида к Вселенной, а не как социальный феномен.

В январе 1927 года Эдинбургский университет пригласил его выступить с набором из 10 лекций Гиффорда в следующем учебном году. Для этого Уайтхед разработал сложную техническую структуру "философии организма" (как он называл свою метафизику) и обдумал свои соглашения и разногласия с некоторыми великими европейскими философами. Для него было характерно настаивать против Дэвида Хьюма на том, что адекватная философская теория должна основываться на "практике", а не дополняться ею. В лекциях отразилась умозрительная гипотеза Уайтхеда о том, что Вселенная состоит целиком из недостатков, каждый из которых представляет собой процесс присвоения и интеграции бесконечности предметов ("реальности"), обеспеченных предшествующим мирозданием и Богом (неизменным источником новых возможностей)...

Продолжение следует...