Азербайджанцы еще недавно были кочевниками-пастухами. Кочевники потому и кочуют, что им нужны новые пастбища для скота.
Интересно, что кочевой характер азербайджанского народа отражен даже в азербайджанском языке. По-азербайджански "построить дом" - "ev tikmək", т.е. дословно "шить дом". Действительно, кочевники не строят дома, а шьют шатры или юрты.
Азербайджанская пропаганда использует аргументы, скопированные у антисемитов, но применяемые не к евреям, а к армянам. Армяне, как и евреи, рассеяны по всему миру. Отчасти это связано с Геноцидом и Холокостом. И армяне, и евреи часто вынуждены были покидать места своего проживания, спасаясь от погромов и резни. На основании этого известного факта, азербайджанские пропагандисты, подражая антисемитам, делают выводы о якобы кочевом образе жизни армян. Однако армяне, также как и евреи, это оседлый народ, причем оседлым он стал очень давно. Азербайджанцы же, напротив, оседлыми стали только недавно. Что отражено даже в языке азербайджанцев.
В местах своего обитания кочевники не строят постоянных домов. Вместо этого они шьют временные жилища, юрты, так как они нигде надолго не задерживаются. В поисках новых пастбищ для своего скота, они постоянно меняют место своего пребывания. Поэтому шатры - самое подходящее жилище для пастуха-кочевника.
В противоположность этому, армяне, как оседлый народ строят постоянные дома даже в местах своего рассеяния. Армяне строят не только постоянные жилища, но также храмы и школы. Армянские церкви существуют везде, где проживают армяне, в России, в Америке, в странах Ближнего Востока, в Европе, и даже в Якутии.
Азербайджанцы же не строят мечетей. Как известно, азербайджанцы - мусульмане шиитского толка, а в Москве нет шиитских мечетей, поэтому верующие азербайджанцы-шииты вынуждено посещают сунитские храмы, но свои мечети не строят. Даже на Кавказе большая часть существующих мечетей - персидские, в том числе и все имеющиеся в Нагорном Карабахе.
До 1918 года у азербайджанцев не существовало собственной государственности, и в отличие от соседних грузин и армян, считавших себя продолжателями многовековой национальной традиции, мусульмане Закавказья рассматривали себя как составную часть большого мусульманского мира, уммы .
Примечательно, что сами азербайджанцы раньше называли себя общим словом «мусульмане». Для более точного самоназвания использовалась родовая или племенная принадлежность, например, авшары или айрумы: это было распространено у кочевников.
Переход всех этих кочевников-скотоводов к оседлому образу жизни в основном завершился только к концу XIX века.