Найти тему
ИА Хакасия

Не играйте с ним в рулетку - разговор 19rus.info с медиком, перенесшим коронавирус

Фото: Ергаш Топоев
Фото: Ергаш Топоев

«Двукратно взятые мазки показали отрицательный результат, хотя на тот момент я был уже инфицирован», - вспоминает доктор, рожденный в Хакасии и ныне живущий в Москве. Он один из тех немногих людей, которые готовы объявить открыто: «Я переболел коронавирусом».

Он знает об этой угрозе куда больше, чем многие и в онлайн-беседе с корреспондентом 19rus.info был предельно откровенен.

Представляем вашему вниманию: Ергаш Топоев. Он уехал из Хакасии и вот уже много лет работает на скорой в Москве. Трудясь в авральном режиме, на одном из выездов он заразился от пациента… Что он чувствовал, как протекала болезнь и на самом ли деле вируса стоит бояться? Ответы на эти другие актуальные вопросы - в эксклюзивном интервью 19rus.info.

- Ергаш Егорович, расскажите немного о себе! Вы родились в Хакасии? Получили медицинское образование здесь? Как и когда вы переехали в Москву? Кем там работаете?

- Спасибо, что пригласили на интервью! Несмотря на то что живу и работаю за много тысяч верст от своей малой Родины, я очень внимательно и пристально слежу за тем, что происходит и чем живет мой любимый край. Ведь я родился и рос в селе Есино Аскизского района (кстати, из новостных лент узнал, что там складывается непростая ситуация).

Окончил, как считаю, одно из лучших образовательных учреждений Хакасии - национальную гимназию. Затем Красноярский медицинский институт. По окончании вернулся и продолжил учебу в интернатуре в Республиканской больнице по специальности «неврология» под руководством прославленного доктора-неврологи Бориса Леонтьевича Мутица (пользуясь случаем, хочу выразить искренние соболезнования родным и всему медицинскому сообществу республики по поводу невосполнимой потери).

Затем, учитывая, что я воспитывался по хакасским традициям (младший сын должен жить с пожилыми родителями), вернулся в родное село, где начал медицинскую деятельность в качестве сельского врача. На тот момент, когда родителей не стало, моя супруга успешно защитила кандидатскую диссертацию и работала в Академии медицинских наук. Я принял решение в 2002 году продолжить обучение в ординатуре по неврологии и поступил в Российскую медицинскую академию постдипломного образования в Москве. По окончании продолжил работу в неврологической бригаде скорой помощи.

Работа нравится, огромный город, приходится сталкиваться с экстремальными ситуациями, приобретается огромный опыт. Бригады оснащены всем необходимым для оказания помощи.

- Слышали, вы еще работаете над возрождением хакасского землячества в Москве?

- Безусловно, пожив определенное время в Москве, ко мне неоднократно по различным вопросам обращались мои земляки, и в силу своих возможностей помогал решать житейские вопросы. В первую очередь медицинские и не только.

Я имел честь быть знакомым с нашим легендарным земляком Брониславом Семеновичем Майнагашевым (в бытность он работал в представительстве Хакасии в Москве). Он настоятельно рекомендовал мне подумать о возрождении хакасского землячества, которое существовало в его бытность, в далекие 90-е годы.

Собралась очень энергичная группа выходцев из республики: Владимир Чагин, Екатерина Монисова, Ирина Ачитаева и ряд очень активных ребят. Мы вышли с инициативой в представительство, возглавляемое заместителем главы Хакасии Юлией Вячеславовной Исмагиловой. Огромная ей благодарность за то, что организовано Землячество, организация прошла юридическую регистрацию в Минюсте РФ. Уже проведен ряд крупномасштабных мероприятий, в том числе общероссийского масштаба. Планов много, надеюсь на взаимовыгодное сотрудничество с общественными организациями нашей республики.

- Работая на скорой, вы очень хорошо знакомы с одной из самых актуальных на сегодня опасностей - коронавирусом. Даже больше того. Вы им переболели. Расскажите, как вы заразились?

- Как врач службы «03», работая в мегаполисе, я привык к большим нагрузкам. За время работы пришлось пережить много эпидемий: свиной и птичий грипп, ежегодные сезонные ОРВИ и грипп. Когда стали приходить тревожные новости из Уханя, честно, мне, как и многим моим коллегам из скорой, казалось: эх, где наше не пропадало, и с этой заразой справимся, не надо паники, обычный грипп. Но когда нагрузки стали нарастать даже не по дням, а буквально по часам, приходилось сутками не выходить из машины «03». На отдых 30 минут днем и 30 минут ночью. Нагрузки колоссальные - забор мазков, осмотр, проведение лечебно-диагностических мероприятий.
- Как врач службы «03», работая в мегаполисе, я привык к большим нагрузкам. За время работы пришлось пережить много эпидемий: свиной и птичий грипп, ежегодные сезонные ОРВИ и грипп. Когда стали приходить тревожные новости из Уханя, честно, мне, как и многим моим коллегам из скорой, казалось: эх, где наше не пропадало, и с этой заразой справимся, не надо паники, обычный грипп. Но когда нагрузки стали нарастать даже не по дням, а буквально по часам, приходилось сутками не выходить из машины «03». На отдых 30 минут днем и 30 минут ночью. Нагрузки колоссальные - забор мазков, осмотр, проведение лечебно-диагностических мероприятий.

Состояние пациентов, казалось, с признаками ОРВИ легкого течения: температура 37,2, без дыхательной недостаточности и при прослушивании чистые легкие, очень быстро ухудшалось вплоть до ИВЛ-поддержки.

Как я уже сказал, пациентов прибавлялось огромное количество. В таком режиме работали с февраля по март (начало эпидемии в России, в частности Москве). Сомнения, что это обычный вирус, улетучились моментально. Мы все, в первую очередь медики, поняли коварство вируса.

Я внутренне понимал, что несмотря на полную защиту (костюм, очки, респираторная маска - невероятно сложно во всем этом работать, коллеги поймут меня), соблюдение норм, уберечь себя на 100% не гарантированно.

- Какие были симптомы? Тяжело ли проходила болезнь? Чем вас лечили и где?

- Первый тревожный сигнал пришел 27 марта: мне сообщили, что я контактный - брал мазок у позже заболевшего Covid-19 парня 26 (!!!) лет. После этого меня, так же, как и других моих коллег, контактных по Covid-19, стали активно наблюдать на работе, измерять температуру утром и вечером.

Двукратно взятые мазки показали отрицательный результат, хотя на тот момент я был уже инфицирован, но никаких признаков болезни я у себя не находил.

Понимая, что коронавирус - очень серьезная и непредсказуемая зараза и что я нахожусь на первой линии, продолжал всячески себя поддерживать, выполняя все профилактические рекомендации. Уверен, все жители о них знают и выполняют - это очень важно. Так как спортзалы закрыты, продолжал поддерживать себя домашним фитнесом (гантели, резинки, скакалка), пил много воды с лимоном, медом, нашими хакасскими травами, ягодами, обливался холодной водой, как делаю это на протяжении почти пяти лет.

И вот 6 апреля почувствовал очень выраженную слабость, температуру 37 - 37,5, сильнейшую головную боль, как будто стянули виски, сильнейшую мышечную боль, ощущения сдавливания в груди, несильный кашель. При этом ни насморка, ни сильного кашля не было. Казалось, температура минимальная, а не было сил даже повернуться в кровати.

Дорогие, поверьте, я видел много проявлений других вирусов (самому приходилось переносить ОРВИ при температуре 38 и более, но был вполне активным) - это не грипп!

7 апреля взяли мазок, результат готовился шесть дней, так как на лаборатории нечеловеческие нагрузки. К моменту, когда меня оповестили, что у меня Covid, я осознавал, что заражен, воспринял спокойно. Мне сложно представить, когда об этом узнают далекие от медицины люди.

К 13 числу мой организм, вероятно, ослаб бороться. Коллеги отвезли меня на компьютерную томографию легких и анализы. Как итог - двухсторонняя вирусная пневмония. Предложили госпитализацию, но я отказался. Понимая, что, несмотря на огромное количество перепрофилированных стационаров, они переполнены. Оценивая свое состояние, решил лечиться дома (благо, окружили вниманием и поддержкой коллеги-врачи, друзья - огромное им за это спасибо).

- Как долго вы боролись с вирусом? Как чувствуете себя сейчас?

- Болезнь, к сожалению, протекает очень тяжело, несмотря на кажущееся удовлетворительное состояние, прием очень сильных, дорогостоящих препаратов (противовирусных, антибиотиков, внутривенных вливаний). Очень важный момент - лекарства от Covid нет. Лечение направлено исключительно на то, чтобы поддерживать иммунитет, организм в целом, чтобы вирус не вызвал фатального исхода.

В настоящее время прохожу курс восстановления, так как Covid оставляет свои следы. В первую очередь в легких, поэтому отдаленные последствия неизвестны.

Активно занимаюсь дыхательной гимнастикой, продолжаю вести здоровый образ жизни. Благодаря усилиям врачей, строгому выполнению всех предписаний теперь у меня хорошее самочувствие, продолжаю строго соблюдать режим самоизоляции.

- Спрошу как у человека, переболевшего коронавирусом, и медицинского работника в одном лице - действительно ли нужно так сильно бояться его?

- Знаете, что самое страшное в этой ситуации: организму очень тяжело бороться с коронавирусом (он для него новое). За время болезни, хотя я считал себя физически здоровым, без серьезных сопутствующих заболеваний, но быстро ослаб (потерял 5 кг), и вирус не отпускал.

Коронавирус непредсказуем. Пожалуйста, будьте бдительны, не играйте с ним в рулетку - пронесет - не пронесет, убьет или перенесете в легкой форме. На данном этапе ни академики из Китая, Америки, Европы, ни гадалки, ни экстрасенсы всех мастей вам достоверно не скажут пути исхода.

Очень много вопросов оставил вирус: сумеет ли организм выработать иммунитет, антитела, надолго ли это, есть ли риск повторного заражения, какие еще органы поражаются, восстановятся ли легкие (или будешь ходить задыхаться). На создание вакцины минимум потребуется 1,5 - 2 года при хорошем раскладе - сложности создания возникают уже на начальных стадиях. Не уповайте на ИВЛ - это не способ лечения, а шаг отчаяния для спасения жизни.

- В Хакасии 4 мая умер доктор, больной коронаривусом. Ему было всего 26 лет. Этот и многие другие трагичные примеры в стране подтверждают, что коронавирус страшен не только категории 65+ и людям с тяжелыми хроническими заболеваниями. Получается, никто не застрахован - и стар, и млад? Одни погибают, а другие переносят бессимптомно, даже не зная об этом.

- Теперь с полным убеждением могу сказать: вирус не выбирает - здоровый образ жизни ты ведешь или нет, болен ли ты хроническими заболеваниями или без них, молод или стар, богат или беден, какой ты расы... Вирусу все равно!

- На ваш взгляд, действительно ли самоизоляция способна снизить или вовсе остановить распространение коронавируса? Оно уже происходит абсолютно бесконтрольно.

- Дорогие земляки, я настоятельно рекомендую оставаться дома. И вот почему. Во-первых, очень много бессимптомных больных. Учитывая инкубационный период до 14 дней, человек не ощущает симптомы, но он активно заражает окружающих, соответственно в геометрической прогрессии растет число зараженных.
- Дорогие земляки, я настоятельно рекомендую оставаться дома. И вот почему. Во-первых, очень много бессимптомных больных. Учитывая инкубационный период до 14 дней, человек не ощущает симптомы, но он активно заражает окружающих, соответственно в геометрической прогрессии растет число зараженных.

Система здравоохранения работает при запредельной нагрузке. Медперсонал сам в зоне риска и зачастую заболевает. Задайтесь вопросом, кто наплевательски относится к самоизоляции: «Кто нас будет лечить, если уже сейчас наблюдается нехватка медицинского персонала?» Причем во всех странах. Даже если развернут дополнительные стационары в автосалонах, выставочных, торговых центрах, что уже делается в столице, ни людей, ни препаратов просто может не хватить.

Во-вторых, самоизоляция способна остановить скорость распространения Covid. Возможно, очень на это надеюсь, он потеряет свою агрессивность и активность.

В-третьих, как показывает практика, когда ее выполняют неукоснительно и дисциплинированно, она приносит свои плоды. В пример можно поставить Китай, Корею, Японию, Германию и даже Италию с Испанией.

- Какие меры нужно принять еще? Ведь очень многие не соблюдают самоизоляцию.

- Уверен, что руководство республики, оперштаб и все заинтересованные организации проводят меры, опираясь на опыт зарубежных стран, Москвы, разработаны достаточно четкие алгоритмы действия в борьбе с Covid по всем направлениям. А наша задача - строго соблюдать предписания, не надеяться на авось.

Моя родная земля Хакасия находится, считаю, в более выигрышном положении, в отличие от мегаполисов (нет большой скученности людей, легче соблюдать социальную дистанцию, здесь у людей крепкое сибирское здоровье и характер). Остается только соблюдать режим самоизоляции, санитарно-эпидемиологические, гигиенические рекомендации, быть внимательными друг к другу, отказаться от употребления алкоголя, так как он разрушает иммунитет. Уверен, только сообща мы справимся с этой реальной угрозой, нависшей над человечеством. Другого выбора у нас нет.

Уверен, прочитав мою историю, люди прислушаются и будут относиться к себе и родным более бережно. А тот, кто не верил, поверит.

Выражаю огромные слова благодарности редакции за то внимание, которое она оказывает, дает возможность читателям напрямую узнавать о реальных историях тех, кто столкнулся с Covid, о героях-медиках, которые непосредственно жертвуя жизнью на передовой линии, борются в больницах Хакасии.

Берегите себя и близких!

-4