Найти в Дзене
Cult

Утопия сейчас: как спекулятивная фантастика может дать надежду в кризисе

Художники обращаются к спекулятивной фантастике, чтобы призвать воображаемые альтернативы неудовлетворительному политическому присутствию. В новую эру неопределенности эти возможные фьючерсы как никогда жизненно необходимы. По мере того, как весь мир вступает в изоляцию, а "Глаза тьмы" Дина Коонца продолжает занимать верхние строчки в чартах Амазонки, научная фантастика никогда не казалась столь необходимой формой искусства, с помощью которой можно понять окружающее нас недомогание.. Тем не менее, возможно, и читатели, и мир искусства уже обратились к научной фантастике - или спекулятивной фантастике для тех, для кого "наука" и "фантастика" чувствуют себя оксюмороничными - для руководства задолго до этого кризиса. Мы ищем мрачные повествования - это один из способов разобраться в непонятной ситуации. Но еще до того, как мы увидели сцены перевозки гробов армейскими грузовиками из итальянских городов или фотографии безлюдной Трафальгарской площади, арт-сообщество в духе (возможно, удив
https://pixabay.com/ru/illustrations/промышленность-фракталы-геометрия-1589803/
https://pixabay.com/ru/illustrations/промышленность-фракталы-геометрия-1589803/

Художники обращаются к спекулятивной фантастике, чтобы призвать воображаемые альтернативы неудовлетворительному политическому присутствию. В новую эру неопределенности эти возможные фьючерсы как никогда жизненно необходимы.

По мере того, как весь мир вступает в изоляцию, а "Глаза тьмы" Дина Коонца продолжает занимать верхние строчки в чартах Амазонки, научная фантастика никогда не казалась столь необходимой формой искусства, с помощью которой можно понять окружающее нас недомогание.. Тем не менее, возможно, и читатели, и мир искусства уже обратились к научной фантастике - или спекулятивной фантастике для тех, для кого "наука" и "фантастика" чувствуют себя оксюмороничными - для руководства задолго до этого кризиса.

Мы ищем мрачные повествования - это один из способов разобраться в непонятной ситуации. Но еще до того, как мы увидели сцены перевозки гробов армейскими грузовиками из итальянских городов или фотографии безлюдной Трафальгарской площади, арт-сообщество в духе (возможно, удивительной) надежды уже возвращалось к возможному фьючерсу и спекулятивной выдумке.

Мотивированные в большей степени вопросами идентичности, гендера, исторического насилия, безнадежности поколений и психического здоровья, чем нынешняя изоляция, художники в последние годы используют спекулятивный вымысел, чтобы вызвать радикальные утопии и другие миры в качестве воображаемой альтернативы неудовлетворительному политическому присутствию.

Недостаточно озабоченная созданием фантастических миров, спекулятивная фантастика использовалась художниками и кураторами в качестве маяка в непредсказуемые времена, предшествовавшие этой глубокой неопределенности. Марксистский ученый-фантаст Дарко Сувин определил спекулятивную фантастику как упражнение в "когнитивном отчуждении", где прекращение неверия и ментальный скачок в нереальность сделали ее "жанром, показывающим, как "вещи могут быть другими" и, следовательно, квинтэссенциально политическими. Его популярность также не является специфической для художественного сообщества - еще до того, как был услышан грохот коронавируса, продажи научно-фантастических и фантастических книг удвоились.

Уже привыкший к спекулятивному и творческому мышлению, мир искусства кажется лучше, чем большинство, подготовлен к этому моменту социальной отшвартовки. За этим возвращением к политическому потенциалу спекулятивного мышления может стоять разделенная между многими художниками степень предвзятости и безнадежности (особенно в Великобритании после декабрьских всеобщих выборов). Безусловно, многие художники сделали это неотъемлемой частью своей практики.

В своем проекте 2019 года, получившем премию Тёрнера DC Semiramis и продолжающейся серии "Темный континент", художник Тай Шани черпает вдохновение в средневековой литературе из книги Кристины Де Пизан "Книга о городе женщин", в которой рассказывается об аллегорическом городе, населенном исключительно женщинами. Шани адаптирует его в стиле, близком к феминистской фантастике 1970-х годов, для создания сложных миров, чья внутренняя логика и пурпурная проза ставят под сомнение патриархат и его структуры, а также предлагают платформу для женской саморазвитости.

Нерегулярные и популярные публикации, такие как Dream Babes zines Виктории Син, используют "что если" спекулятивной фантастики, чтобы представить альтернативные структуры и идентичности "как продуктивную стратегию причудливого сопротивления". Научная фантастика здесь используется как способ взглянуть на пол и сексуальность, свободный от веса и унаследованных предрассудков истории.

Художник юго-восточной галереи Лондона Юпитер Вудс провел несколько выставок и одноразовых дискурсивных мероприятий в прошлом году под влиянием спекулятивной фантастики, таких как недавняя серия чтений "Рейнджеры будущего", выпущенная издательством Very Very Far Away. На ней рассматривалось пространство и то, как оно формирует "коллективное воображение, чтобы предложить более "демократические" альтернативы и... предлагаемую утопию".

Директор галереи Каролина Онгаро (Carolina Ongaro) подтверждает, что этот жанр часто упоминается в современном климате, и "сигнализирует о необходимости создания новых воображаемых пространств, которые могли бы держать нас заземленными вместе в то время, когда легко чувствовать себя неспособными справиться с событиями".

Оуэн Дара, сокуратор программы современного искусства Данди "Захват левой рукой" Ким МакАлиз, вдохновленная культовой классикой Урсулы Ле Гин "Левая рука тьмы", говорит, что ее работа была "жилищем" в размышлениях о том, как "продуктивно использовать наше воображение, чтобы удержать пространство для других голосов с заботой и состраданием". Для Дары нынешний момент предоставляет прекрасную возможность заняться умственными упражнениями, которых требует спекулятивная фантастика, предлагая "радикальное воображение", как нечто "не роскошное, а жизненно важная часть человеческого бытия".

В то время как многие работы различаются, когда спекулятивное мышление встречается с миром искусства, несомненно, существует общий интерес к радикальной утопической деятельности, в основе которой лежит политика. Кэти Стоун, соучредительница "Утопического действия", исследовательского органа, исследующего связь между активизмом и утопией, должна была принять участие в том, что галерея The Whitechapel Gallery в настоящее время (с некоторой иронией) отменила выпуск "Научной фантастики", части серии книг "Документы современного искусства".

Стоун предполагает, что нынешний возврат к спекулятивной мысли понятен тем, что он "предлагает широкий спектр инструментов, как для сообществ, так и для людей, находящихся в кризисе, - когда наш обычный порядок нарушается, мы должны найти новые пути бытия".

Она считает, что это захватывающее время для научно-фантастического искусства и утопизма. "Спекулятивная фантастика - это инструмент для радикальных, утопических действий", - говорит она, добавляя, что люди, которые исследуют и работают в этом жанре, предлагают ценную услугу, "воображая новые миры, чтобы сделать наш мир более живым".

Дар хорошей спекулятивной фантастики - это правдоподобность создаваемых ею миров. В атмосфере неопределенности мы должны помнить о правдоподобности различных миров, которые выдвигают художники и писатели. Спекулятивное мышление продолжается с растущим мужеством. Оно способно не только предсказывать потенциальную гибель, но и предлагать радикальные, утопические и реальные политические альтернативы. В ближайшие недели оно, в частности, может предоставить нам чертежи будущего, а также уйти к трансцендентной нереальности вдали от болезненного настоящего.