Но сотрудничество было основательным, и Рассел дал Уайтхеду равную долю кредита. Единственное крупное издание Уайтхеда, использующее символику Княжества, - виртуозно выполненная спекулятивная мемуарная книга "О математических концепциях материального мира" (1905 г.).
Карьера в Лондоне
К 1903 Троицкий колледж дал Уайтхеду 10-летнее назначение на должность старшего преподавателя, сделал его руководителем математического персонала и разрешил ему преподавательскую карьеру. Тем не менее, будущее Уайтхеда было неопределенным: он не сделал такого рода открытия, которые вызывают успех, чтобы считаться выдающимся. (Его интерес всегда был философским, поскольку он был направлен скорее на понимание природы математики в её самых широких аспектах и на организацию ее идей, чем на открытие новых теорем). Таким образом, по окончании своей лекции по Троице Кембриджский профессор по математике был для него мало перспектив. Он не ждал, пока он истекает, но переехал в Лондон в 1910, хотя у него не было позиции, ожидая его там. Его годы службы в Троице дали ему право на всю жизнь на два раза регулярного ежеквартального дивиденда, выплачиваемого стипендиатам. Этого едва ли хватило, чтобы содержать семью, но Эвелин Уайтхед поддержала это.
В тот первый лондонский год Уайтхед написал первую из своих книг для широкой аудитории - "Введение в математику" (1911 г.), до сих пор одну из лучших книг подобного рода. В 1911 он был назначен в штат университетского колледжа (Лондон), а в 1914 он стал профессором прикладной математики в Императорском колледже науки и техники.
В Лондоне Уайтхед наблюдал за образованием, которое тогда предлагалось английским массам. Его собственное преподавание всегда вызывало скрытые способности своих учеников в полной мере. Понимая, что математика преподается как разрозненный набор в значительной степени неизведанных упражнений, Уайтхед время от времени обращался к преподавателям математики. Он подчеркнул, что, используя несколько взаимосвязанных абстрактных идей, он получает живое понимание, развивая в них интимное ощущение своей силы. Уайтхед также считал, что литература преподается таким образом, чтобы исключить возможность ее использования, что учебные программы фрагментированы и что учителя находятся в наручниках из-за системы единообразных экзаменов, установленных внешними экзаменаторами. В 1916 году, в качестве президента Математического объединения, он выступил с заметным обращением "Цели образования: Мольба о реформе". Уайтхед напомнил хранителям молодежи, что цель образования не в том, чтобы вложить знания в учеников, а в том, чтобы стимулировать и направлять их саморазвитие. "Культура, - сказал он, - это активность мысли, восприимчивость к красоте и гуманное чувство". Клочки информации не имеют к этому никакого отношения". Обращение Уайтхеда стало классическим в силу его непревзойденной ясности, бодрости и реализма, а также примирения общего со специальным образованием. За ним последовали проникновенные эссе на такие темы, как ритм свободы и дисциплины. Хотя эссе Уайтхеда об образовании мало повлияли на британскую практику, они вдохновили многих учителей в Великобритании, США и других странах.
С 1919 по 1924 год Уайтхед был председателем правления Колледжа Голдсмитов в Лондоне, одного из крупнейших английских институтов по подготовке учителей. Он также служил губернатором нескольких политехнических школ в Лондоне. В Лондонском университете он стал членом Сената, председателем Ученого совета и деканом факультета естественных наук. Его проницательность, здравый смысл и добрая воля пользовались большим спросом как члена комитета.
Уайтхед был тихим человеком, но не пацифистом; он чувствовал, что война была омерзительной, но участие в ней Англии было необходимо. Его старший сын, Норт, воевал на протяжении всей войны, а его дочь, Джесси, работала в Министерстве иностранных дел. В 1918 году его младший сын Эрик был убит в бою, и только после этого Уайтхед смог продолжать работать. Для Уайтхеда пацифизм Рассела был упрощен. Однако после того, как Рассел был заключен в тюрьму за кампанию против войны, Уайтхед посетил его и остался его другом, и, как позднее сказал Рассел, проявил к нему большую терпимость, чем мог вернуть.
В те годы Уайтхед также строил философские основы физики. К этому его привело то, что он хотел представить геометрию - не как выведенную из гипотетических предположений о предполагаемых, хотя и незаметных сущностях (например, точках), а как науку о действительном пространстве, представляющую собой комплекс отношений между протяженными вещами. Из воспринимаемых элементов и отношений он логически выстраивал сущности, которые связаны друг с другом точно так же, как точки находятся в геометрии. Это было только началом его задачи, так как Альберт Эйнштейн пересмотрел представления о пространстве, времени и движении...
Продолжение следует...