Одной из главных задач современного образования является сформированность универсальных учебных действий (УУД), благодаря чему обучающиеся получат возможность самостоятельно находить способы решения задач, научатся учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. В федеральном государственном образовательном стандарте акцентировано внимание на планирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Выделяется особая группа универсальных учебных действий - знаково-символические действия, в состав которых входит моделирование. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования моделирование является частью планируемых результатов освоения программ следующих предметов: география (углубленный уровень), право (углубленный уровень), математика (углубленный уровень), информатика (базовый уровень).
Моделирование — это процесс замены обычных предметов их уменьшенными копиями – моделями. Моделирование стало использоваться много лет назад и сейчас это мощный инструмент науки и техники. Словесные методы представления информации в процессе обучения не являются универсальными и оптимальными, этим объясняется то, что каждый учитель стремится использовать на своих уроках разнообразные наглядные способы представления информации, в том числе и электронные образовательные ресурсы. Подробнее об электронных образовательных ресурсах и их видах Вы можете прочитать в статье, пройдя по ссылке ниже.
1. Электронные образовательные ресурсы в современной школе (Веселова Н.В.)
На ряду с другими видами электронных образовательных ресурсов, в школах стало неотъемлемой частью применение и моделирующих ЭОР.
Результатом моделирования является новая информация о существующих объектах, их свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.
Моделирующие программные средства предоставляют обучающемуся основные элементы и функции для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта предмета, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.
На ряду с моделирующими ЭОР в школах применяются и имитационные программные средства, предоставляющие обучающимся ощущение реальности для изучения основных структурных или функциональных характеристик реализуемых процессов с помощью некоторого ограниченного числа параметров.
Использование моделирующих ЭОР на уроках несомненно повышает как мотивационную составляющую урока, так и качество усвоения информации.
Мы выделили некоторые моделирующие электронные образовательные ресурсы и распределили их по группам, на основе возможности использования каждого из них на том или ином предмете в рамках школьной программы:
· Математика – Geogebra, Yenka
· Информатика – AnyLogic, Yenka
· Химия, биология, физика – VirtuLab
· Русский язык, литература – Scratch
· История, обществознание – Хронокон, Time.graphics, Musei-online
· География – Инфокарт, Google earth
В следующей статье мы подробно расскажем о каждом из предложенных нами моделирующих электронных образовательных ресурсов и о том, как их можно применить на уроках.
Авторы: Романова Элеонора, Минаева Екатерина