154 подписчика

Аккорды "sus", "add" и аккорды с надстройками на гитаре и клавишных

259 прочитали

В прошлой статье мы логично вывели нотный состав аккордов, исходя из ступеней тонического аккорда. В этой статье рассмотрим чуть подробнее аккорды «sus», «add» и перейдем к построению аккордов с использованием интервалов больше октавы и аккордов с надстройками.

   В прошлой статье мы логично вывели нотный состав аккордов, исходя из ступеней тонического аккорда.

Первыми стоят аккорды sus2, sus4. Полное их название – suspended, задержанные. А цифра указывает, какую ступень мы используем. Название «suspended», аккордов с задержанием, появилось в эпоху классической музыки, из такого музыкального приема, когда мелодия как бы задерживается одной нотой в предыдущем аккорде и лишь затем «вступает» в текущее трезвучие.

Так, нота «фа», 4я ступень для аккорда С - это малая терция аккорда Dm. А нота «ре», 2я ступень – малая терция аккорда Вm.

Аккорды «sus» изменяют 3ю ступень аккорда, терцию, которая говорит нам о минорности или мажорности. То есть, аккорды «sus» по определению не могут быть ни минорными, ни мажорными.

Также стоит отметить, что sus-2 в составе аккорда, гармонически, почти не используется, так как возникает остро-диссонансный интервал в малую секунду, но часто может звучать в качестве проходящей ноты.

Аккорд «5». Таким образом обозначают аккорд, состоящий только из квинты, с пропущенной терцией. Строго говоря, называть это созвучие аккордом неправильно, так как он содержит только две ноты. Но в целом, сути это не меняет. Такие аккорды еще называют power-chord, пауэр-аккордами, их часто можно встретить в записях гитарных риффов, они отлично звучат на электрогитаре.

   В прошлой статье мы логично вывели нотный состав аккордов, исходя из ступеней тонического аккорда.-2

Так как в них отсутствует терция, то они также не бывают минорными или мажорными.

Далее идут аккорды, включающие в себя дополнительные ступени, кроме базового трезвучия.

- добавление секунды к последней ноте аккорда – секстаккорд, 6, секста от тоники

- добавление терции к последней ноте аккорда – септаккорды, 7, септима от тоники

Добавив еще одну терцию к септаккорду, мы попадем в следующую октаву, а именно в девятую ступень тонического аккорда. Такие аккорды, с девятой ступенью, называются нонаккорды, 9. Логично и поступательно двигаясь дальше, мы получим аккорды с обозначениями 11, 13 и так далее.

   В прошлой статье мы логично вывели нотный состав аккордов, исходя из ступеней тонического аккорда.-3

Указание этих ступеней в записи означает последовательное, через терцию, включение в аккорд этих ступеней. То есть, если видим аккорд С13, это значит, что нужно построить базовое мажорное трезвучие, и затем, одну за одной, включить в аккорд 7ю ступень, 9ю, 11ю, и 13ю. 13 – терцдецимаккорд, самый сложный аккорд терцовой структуры, содержит в себе 7 звуков.

   В прошлой статье мы логично вывели нотный состав аккордов, исходя из ступеней тонического аккорда.-4

Отдельно стоит отметить аккорды с обозначением «add» - это сокращение от additional, добавление. Такая отметка рядом с аккордом говорит нам о том, что не нужно включать все ступени, а надо лишь построить базовое трезвучие, а затем непосредственно к нему добавить указанную ступень.

Отличие аккорда Csus2 и Cadd2: в аккорде sus мы «задерживаем» и изменяем третью ступень на вторую, в аккорде add мы сохраняем базовое трезвучие и добавляем к нему вторую ступень.

   В прошлой статье мы логично вывели нотный состав аккордов, исходя из ступеней тонического аккорда.-5

В аккордах 6 и 7 (секст- и септаккордах) указание add не требуется, так как они по определению составляют базовое трезвучие + одну дополнительную ступень.

Аккорды в чистом виде с надстройками больше одной октавы используются не часто (кроме 9-ок, конечно же). Не у всех нас такие руки, как у Сергея Рахманинова, который одной рукой мог взять на пианино интервал в чистую дуодециму, 19 полутонов. Чаще всего эти ступени используются арпеджио, то есть мелодически, перебором, для усиления и «углубления» звучания. А уж для гитаристов и подавно, аккорды «add» и аккорды с надстройками – задача затруднительная, приходится изменять аппликатуру аккордов, заменять не ключевые ноты или использовать обращения нот и интервалов. Вот о них и будем говорить в следующей статье.