Сейчас мы видим, что развитие протезирования, ориентированного на животных, является одним из важнейших этапов в развитии требовательных и все более грандиозных медицинских чудес для животных.
Ноги, клювы, плавники и хвосты - выборка утраченной или поврежденной анатомии, которую ветеринары успешно заменили искусственными гаджетами, - представляют собой новейшую моду перехода медицины человека к ветеринарии, которая от профилактики заболеваний до хирургических процедур коренным образом изменила искусство исцеления больных и раненых животных.
У человека искусственная конечность может реабилитироваться физически и эмоционально. Животные испытывают аналогичные поражения. Трехногая собака при наличии протеза конечности может бегать с обновленной силой, обретая как физическое, так и психическое здоровье. Действительно, для многих животных, оснащенных протезами, де-факто реакция заключается в том, что они ходят вокруг да около, как будто ничего необычного в их теле нет. Они равнодушны к появлению своих новых придатков и, кажется, живут без социального давления, которое так часто воздействует на человека с помощью подобных приспособлений.
Синтезируя информацию из области ортопедии человека, биофизики и материаловедения, ветеринары и инженеры смогли разработать эффективные и технологически продвинутые протезы животных. Потеря конечностей у домашних животных и у их диких собратьев может произойти в результате травм или таких заболеваний, как рак. В большинстве случаев трехногим животным удается пробиться почти так же хорошо, как и четырехногим, но нерегулярные движения и распределение веса, связанные с этим, в конечном итоге сказываются на остальной части тела, что в конечном итоге сокращает продолжительность жизни и снижает качество жизни.
Гнездовой протез, который надевается на культю ампутированной конечности и фиксируется с помощью ремней и брекетов, может улучшить подвижность и легко снимается и заменяется. Встроенный протез, при котором анкер, например, винт из титанового сплава, имплантируется в кость ампутированной конечности, а затем устанавливается на опору из углеродного волокна или композитного материала, обеспечивает длительную опору конечности. Такой подход требует хирургического вмешательства и опирается на рост кости и кожи вокруг имплантата, чтобы помочь закрепить его на месте.
Существует также ряд других видов протезирования животных, многие из которых находятся на ранних стадиях развития. У собак крупных пород, например, дисплазия тазобедренного сустава в пожизненном состоянии может потребовать полного замещения тазобедренного сустава для восстановления функций сустава. Параллельно с развитием человеческого протезирования - ветеринары разработали титановые протезы тазобедренных суставов для собак. Несмотря на то, что усовершенствование приборов и процедур их введения продолжается, ранние прототипы уже дали многим пораженным собакам второй шанс на здоровую, активную жизнь.
Большое внимание уделяется протезированию животных и их роль в реабилитации диких существ. В то время как домашние животные пользуются безопасностью человеческой опеки, дикие животные находят безопасность в свободе природы. Однако их доверие к океанам, лесам и другим средам обитания подвергает их не только опасности природы, но и опасности человеческой деятельности. При восстановлении здоровья диких животных протезирование является последним средством, и перспективы выживания после прикрепления к нему часто остаются безрадостными.
Однако благородные усилия спасателей и ветеринаров дикой природы вызывают благоговейный трепет и в некоторых случаях одерживают чудесный триумф. Среди самых известных протезов дикой природы - лысый орёл Бьюти, потерявший верхнюю часть клюва после того, как его отстрелил охотник, и которому в конце концов установили нейлонокомпозитную замену, дельфин, потерявший хвост в крабовой ловушке и впоследствии получивший замену из пластика и силикона, азиатский слон Чхук, потерявший часть передней ноги в результате попадания в браконьерскую ловушку и получивший протез стопы.
В каждом из этих случаев раненое существо извлекалось из пропасти несвоевременного конца. Орел был найден умирающим от голода в мусорном контейнере, дельфин был обнаружен виляющемся в океане без хвоста, а Чхук был найден истощенным от нескольких дней хромоты вместе с его ногой, все еще застрявшей в ловушке. Каждый из них сильно пострадал, и десять лет назад каждый из них, вероятно, был бы предан гуманной эвтаназии. Но резонирующий через боль, которую они чувствовали, был их инстинкт, чтобы выжить - их попытки есть, двигаться и продолжать жить. Желая отчаянно помочь животным в достижении этой важнейшей цели и одновременно обеспечить высокое качество жизни, ветеринары обратились к достижениям в области человеческой медицины и технологий протезирования.
Протезирование животных - относительно новое явление, и их технология совершенствуется быстрыми темпами. За научной и медицинской магией этих искусственных протезов, однако, навсегда останутся истории о том, как любимые домашние животные и раненые существа в дикой природе пришли за своими суррогатными частями. Эти истории - ничто иное, как обычные, и они раскрывают силу сострадания и технологию обновления духа больного животного.