Найти тему
Обществознание

Дома ужасов (№2)

Фото

Возможно, что места могут напугать нас по тем же причинам, что и люди: предоставляя нам неоднозначную информацию, которая делает неясным, представляет ли место угрозу или нет. Места оказывают на нас такое влияние, потому что они активируют развитую психологическую адаптацию, известную как «механизм обнаружения агента».

Механизмы обнаружения агентов развивались, чтобы защитить нас от вреда со стороны хищников и врагов. Если вы идете в одиночестве по лесу и слышите, как что-то шуршит в кустах, вы ответите повышенным уровнем возбуждения и внимания. Вы будете вести себя так, как будто присутствует преднамеренный «агент», который собирается причинить вам вред. Если окажется, что это порыв ветра или бездомная кошка, вы слишком мало теряете от чрезмерной реакции. Но если вы не активируете реакцию на тревогу и присутствует настоящая угроза - цена вашего просчета может быть высокой.

Эволюционные предшественники механизмов обнаружения агентов человека можно найти по всему животному царству, и большинство из них представляют собой развитые реакции на хищников и окружающую их среду. Например, практически все приматы испытывают отвращение ко сну на земле, где их могут легко найти хищники, такие как крупные кошки или змеи. Изолированные популяции хищных животных, которые были свободны от хищничества для десятков поколений. Остатки таких ответов также были задокументированы у детей, которые интуитивно понимают, какие особенности окружающей среды предлагают лучшие укрытия от хищников, которые предпочитают спальные места, которые сводят к минимуму страх перед вещами, скрывающимися под ними.

Мы любим места, где «ты можешь видеть, не будучи увиденным, и есть, не будучи съеденным».

Исследования психологов-экологов подтвердили, что наиболее привлекательные природные среды содержат такие вещи, как проточная вода и открытые луга, окруженные лесами, - те самые черты, которые были бы полезны для выживания ранних людей. Другими словами, люди, привлеченные в «правильные» места, добились большего успеха, чем те, кто этого не делал, и со временем их гены стали более предпочтительными, чем люди, которые проводили слишком много времени в редких, более бесплодных ландшафтах.

Но места демонстрируют и более абстрактные, относящиеся к эволюции особенности, и оказывается, что привлечение к «правильным» психологическим особенностям мест могло быть столь же важным для выживания наших предков. Места, в которых отсутствуют нужные психологические особенности, выделяют наши детекторы крипа.

В своей книге «Опыт ландшафта» (1996) британский географ Джей Эпплтон описал два физических качества, определяющих, является ли место привлекательным или пугающим для людей: «перспектива» и «убежище». Убежище означает наличие безопасного, защищенного места, где можно спрятаться, где можно укрыться от опасности, в то время как перспектива относится к чистому, беспрепятственному виду ландшафта. Привлекательные места предлагают много перспектив и много убежища, или то, что американский ландшафтный архитектор Рэндольф Хестер в 1979 году назвал «Чрево с видом».

Наша любовь к таким местам проявляется везде. Всем детям нравится играть в закрытых помещениях, таких как картонные коробки, дома на деревьях, в кустах или другой густой растительности, где они чувствуют себя скрытыми.

Концепции перспективы убежища могут помочь объяснить почти волшебное качество чувств, вызванных воспоминаниями о любимых укромных местах детства, и богатством деталей, которые часто можно вспомнить о них десятилетия спустя. Точно так же люди, обедающие в ресторанах, обычно предпочитают занимать столы в углах или уголках, особенно когда эти места позволяют им сидеть спиной к стене, и они обычно соглашаются на столы в центре комнаты, только когда все желательные места были заняты. По словам Эпплтона, нам нравится ощущение этих пространств, потому что они, эволюционно говоря, места, где "ты можешь видеть, не будучи увиденным, и есть, не будучи съеденным".

Оптимальная среда для человеческого комфорта — это та, которая предлагает много перспектив и убежище для человека; худшая комбинация - очень маленькая перспектива или убежище.

Продолжение в следующей статье...