Найти тему

Фиаско дистанционного обучения или досрочное окончание учебного года

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и случайные читатели канала!

Как это ни печально, но факт провала дистанционного обучения в России подтвердило даже Министерство просвещения...

В Санкт-Петербурге было разрешено закончить учебный год 1 мая при условии согласия родителей. Косвенно это так же подтверждает тот факт, что форма дистанционного обучения не позволила достичь плановых показателей - ведь родителям детей было разрешено продлить обучение, чтобы "подтянуть" годовые оценки, или завершить его, чтобы не испортить те, что есть по результатам трех четвертей очного обучения...

Наша школа, где обучается младший сын, вообще вывесила объявление, которое меня ввело в полную прострацию.

Объявление на сайте школы в Ленинградской области, в которой учится мой сын
Объявление на сайте школы в Ленинградской области, в которой учится мой сын

Проблем при дистанционном обучении, по словам Депутата Госдумы Лидии Антоновой, выявлено две (со стороны учителей):

  • плохое качество интернет-соединения;
  • отсутствие визуального контакта с учениками.

Есть и другие статьи, которые говорят, что учителям обязателен зрительный контакт и считывание эмоций...

Об устойчивости интерне-соединения я умолчу, это проблема провайдеров и тех же госресурсов, которые не были ранее озабочены обеспечением школ (хотя бы) высокоскоростным устойчивым интернетом, не говоря уж об учениках.

То, что считают проблемами родители, и я среди них, я уже изложила в отчете о начале периода дистанционного, по большей части, САМОобразования

Итак, что мы имеем, по факту, КРУПНЫМИ МАЗКАМИ (взгляд с двух сторон)

Проблемы (общие)

  1. Плохой интернет (неустойчивое соединение, высокая плата за трафик)
  2. Нестабильная работа образовательных государственных платформ (Дневник.ру, Учи.ру...)
  3. Неготовность и неподготовленность учителей работать в режиме онлайн (дистанционно)
  4. Отсутствие и неготовность размещать дидактические материалы (поурочные планы, текст уроков) в открытом доступе со стороны учителей
  5. Отсутствие или недостаточность поддержки со стороны региональных образовательных центров в подготовке и организации учебного процесса (хотя, я вот нашла рекомендации Калининградского областного института развития образования, вполне себе качественные и рекомендации даны грамотные, с учетом педагогики, психологии и ФГОС)
  6. Отсутствие обязательно вмененного всем операторам связи бесплатного доступа к социально значимым сайтам, в том числе, к Дневник.ру, Учи.ру, vk.com (почему-то данный момент был в качестве ДОБРОВОЛЬНОГО участия в эксперименте всего четырех операторов связи)
  7. Отсутствие в некоторых населенных пунктах доступа к интернет-ресурсам по причине отсутствия в регионе операторов связи
  8. Невозможность контроля и организации дистанционного учебного процесса или неготовность к этому родителей обучающихся

Следствия

Отсутствие или количественное снижение в разы обучающего блока, в том числе, видеозаписей по всем направлениям и предметам, отсутствие аудио- и видеоконференций с учителями привело к резкому снижению качества образовательной услуги.

Неготовность образовательных организаций к дистанционному формату обучения, без визуального контакта, недостаточность обратной связи, неумение и невозможность использования на личных технических средствах платформ трансляции видеопотока (Zoom, Youtube, Google...) привела к невозможности качественной годовой итоговой аттестации.

Нестабильная работа общероссийских образовательных платформ привела к срыву начала дистанционного обучения и неразберихе

Отсутствие технических возможностей (компьютеров, средств доступа к интернет) у обучающихся, низкое качество интернет-соединения, высокая стоимость трафика мобильного интернет привела к "двойной" работе учителей, вынужденных параллельно работать и через дистанционные платформы, и посредством передачи заданий через промежуточные ячейки, установленные в школах

Отсутствие координации между удаленно работающими учителями-предметниками привело к несбалансированному таймингу учебного процесса

Отсутствие продуманных скоординированных решений в части обеспечения бесплатного доступа к общероссийским образовательным платформам любого оператора сотовой связи привело к значительному снижению охвата обучающихся образовательной услугой

Выводы

Что нужно и можно предпринять, чтобы устранить недостатки?

На мой взгляд, требуется системный пересмотр принятых решений, как со стороны технических средств, так и методической, дидактической и психологической подготовки всех участников образовательного процесса к дистанционной форме обучения

  1. Протестировать работу образовательных платформ в "пиковых" нагрузках на реальных количествах одновременных запросов
  2. Оптимизировать наполнение страниц образовательных платформ на предмет повышения скорости обработки запросов
  3. Создать и наполнить единую базу видеоуроков, структурированную по видам образовательных программ, уровням обучения, предметам
  4. Подготовить учителей к использованию интерактивных средств и платформ организации вебинаров
  5. Предусмотреть в случае повторения ситуации повышенной готовности реализацию всеми операторами связи бесплатного доступа к образовательным платформам
  6. Рассмотреть вариант бесплатного обеспечения обучающихся из малообеспеченных семей техническими средствами для доступа к образовательным платформам на период дистанционного обучения
  7. Выполнить мероприятия по отработке координации учителей - предметников, работающих в одном классе по тайм-менеджменту дистанционного обучения для исключения неравномерной нагрузки обучающихся по дням недели
  8. Проработать психологические аспекты дистанционного обучения с родителями, обучающимися, учителями

Надеюсь, что этот учебный год завершится без значительных последствий для учеников, а в будущем, будет проведен анализ проявившихся проблем и их устранение.

Спасибо, что дочитали!

Если Вам понравилась статья, не стесняйтесь, ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте и, конечно, подписывайтесь на канал!