Название для этой статьи, я выбирала из огромного количества вариантов. "Ода о флейте", "Годы напряжения", "Плюсы и минусы флейты", "Играть или не играть, вот в чем вопрос", "Прежде чем отдавать ребёнка на флейту, пожалуйста прочитайте эту статью" и множество других.
Моя младшая дочь и она же главное действующее лицо этой статьи предлагала название "Не отдавайте своего ребёнка на флейту" или "Не мучайте детей".
Данная статья будет полезна и интересна ЕСЛИ:
- вы родитель/будущий родитель, который планирует отдавать или уже отдал своего ребёнка на флету или духовые инструменты
- вас интересуют тонкости обучения детей в музыкальной школе
- хотите перенять опыт и при случае спасти от необдуманного поступка ребенка-новичка и его родителей
- вы сами когда-то ходили в музыкальную школу и хотите понастальгировать
И конечно если вам интересны особенности одного из самых древних музыкальных инструментов (в большинстве источников САМОГО древнего инструмента), его плюсы и минусы
Теперь Немного предыстории.
Моей младшей дочке на сегодняшний день почти исполнилось 9 лет и наша история с флейтой сейчас подходит к концу. А свое начало она взяла в сентябре 2017 года.
В 6 лет дочка уже закончила нулевой класс на фортепиано в музыкальной школе и поступила в первый класс, сразу по двум предметам флейте и фортепиано.
Отдать ребенка на флейту предложила моя тетя-музыкант, она же преподаватель фортепиано у дочки. Это был своеобразный эксперимент в котором, как нам казалось, явные плюсы сильно перекрывали незначительные минусы:
1. Укрепление иммунитета через развитие дыхательной системы
2. Развитие мозга и формирование новых нейронных связей)
3. Большое и эмоциональное желание дочки "играть на дудочке" вместо поднадоевшего к тому времени фортепиано
4. Также от нового инструмента на любом этапе можно было отказаться и перейти на фортепиано как на основной инструмент
5. Ко всему прочему блок-флейта на которой обучаются многие маленькие "духовики" очень компактный инструмент по бюджетной цене
Итак сентябрь 2017 года, новая БИРЮЗОВАЯ, красивая и блестящая блок-флейта, радостные ожидания и предвкушение новых впечатлений!
Первые уроки почти до самого нового года проходили просто прекрасно. Преподавателем по флейте оказалась очень приятная и добрая молодая девушка, только что закончившая институт, которой с самого первого занятия удалось установить прекрасные отношения с дочкой.
Только положительные эмоции!
Все получается легко, ноты запоминаются быстро, преподаватель нравится! Основная мысль ребенка в то время: Как хорошо на флейте, не то, что это фортепиано".
Но, к сожалению, идиллия длилась недолго.
По семейным обстоятельствам наша милая преподаватель уволилась и переехала в другой город.
Желание играть и настрой пропал из-за непредвиденной смены педагога и отсутствия симпатии к новому.
С некоторым напряжением закончили учебный год и даже подумывали оставить игру на флейте и перейти только на фортепиано. Однако оставили время летних каникул для раздумий и принятия окончательного решения.
Кстати, как раз в конце года был выпускной в детском саду и дочка была на нем феей музыки) С успехом играла там на своей блок-флейте! Фея музыки)
Дальше начинается все САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!
Во время летних каникул стало известно, что в нашу музыкальную школу переходит просто СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ преподаватель по флейте, от которого в восторге весь район. Дети, которые у нее занимаются не только лауреаты международных конкурсов, но и получают президентскую премию (гранд) за выдающиеся достижения.
Теперь наш вопрос решился сам собой.
Игре на флейте БЫТЬ!
Тем более, что отношения с предыдущим педагогом складывались не слишком хорошо.
До личной встречи с новым преподавателем, мне, как маме, было немного страшно, представлялась строгая и требовательная пожилая женщина советской закалки.
Но мои ожидания не оправдались от слова СОВСЕМ.
Перед нами предстала достаточно молодая, спокойная, статная женщина, с вдумчивым взглядом, которая произвела на всех крайне приятное впечатление.
Спокойное объяснение материала приправленное шутками, различные приемы общения и поиск ключиков к ребенку, все это давало свои плоды.
Разучиваемые произведения усложнялись с каждым уроком.
Участие в местных концертах с номерами на флейте становится регулярным.
И буквально через три-четыре месяца уже разучиваем наизусть пять листов Арии Тамино из оперы "Волшебная Флейта" Моцарта.
Дальше нам предлагают поехать на Областной конкурс... Нагрузка запредельная, но мы по привычке соглашаемся. Учить произведения перед конкурсом рекомендуют от часа в день и желательно и утром и вечером.
Силы мы действительно не рассчитали, потому что помимо флейты есть еще куча кружков, на которые дочка ходит с удовольствием и фортепиано, которое тоже отнимает много времени.
Напряжение нарастает, такие объемы заданий с трудом выдерживает все наше семейство. В конечном итоге, приболевшая, она все таки показывает характер и выступает на областном конкурсе на достойном уровне.
На носу начало марта и по нашей договоренности с преподавателем уже нужно переходить с блок-флейты на поперечную. Настоящий инструмент на котором играют в оркестрах.
И тут стали открываться новые интересные детали:
1. Флейта один из САМЫЙ ВОЗДУХОЗАТРАТНЫХ инструментов, так как воздух вдувают поперек отверстий. С одной стороны это может показаться плюсом, ведь легкие ребенка будут совершенствоваться с каждым днем. Но по факту, чтобы играть на ней, хрупкой девочке нужно тратить огромное количество сил и энергии, а если дуть с меньшей силой, то звук становится хриплым и противным.
2. Так как флейта поперечная, после первых уроков появилось опасение за спину ребенка, ведь стоять в ассиметричной и статичной позе приходится почти каждый день.
3. На летние каникулы, на зимние каникулы, на все каникулы преподаватель настоятельно рекомендует брать с собой флейту, так как у губ есть мышцы, которые всегда должны быть в тонусе иначе будет плохой звук. А также дыхание и объем легких будет ухудшаться если не играть несколько дней.
Итак до конца учебного года дочка учится извлекать звуки из нового инструмента (дуть в разрез отверстия еще нужно суметь), учит новую аппликатуру (комбинации открытых и закрытых клапанов), как оказалась блок флейта и флейта два совершенно разных инструмента.
Далее разучивает несложные произведения и по наставлению преподавателя делает домашние задания почти все летние каникулы, под чутким руководством меня.
Наверное вы уже поняли, что градус напряжения на каникулах уже подрос. "Все отдыхают, а я тут играю".
Дальше больше...
Новый учебный год. Уже второй класс общеобразовательной школы и третий класс музыкальной. Снова кружки:
- фортепиано -тот самый запасной аэродром
- вокал - ходит с удовольствием
- танцы - ходит с огромным удовольствием
- карате -то ходит, то не ходит) кружок бесплатный, и у дочки иногда появляется жгучее желание снова возобновить занятия
- конечно же все обязательные дисциплины музыкальной школы хор и сольфеджио
ИИИ... ФЛЕЙТА
Ходим (пишу ходим, потому что даже не знаю кто устает больше, то ли я когда заставляю делать задание, то ли дочка, когда его делает).
Страдаем.
Мечтаем бросить.
Но вроде хорошо идет, уговариваю я себя.
Она так прекрасно слету может подобрать на флейте почти любую мелодию, замечательно чувствует инструмент. Да это и не удивительно, ведь это как с иностранными языками, каждый последующий язык учится на 20-30 процентов быстрее, и инструмент каждый последующий дается легче.
И тут происходит неожиданное событие.
Практически случайно, нам рекомендуют хорошего специалиста, который как раз специализируется на проблемах опорно-двигательного аппарата. И хотя жалоб нет. мы все же идем на прием.
Выясняется, что действительно, у ребенка есть искривление позвоночника вызванное статичной ассиметричной позой. Состояние пока совсем не критичное, но звезды сошлись и теперь есть очень веская причина "завязать".
С чувством выросших за спиной крыльев принимаем взвешенное решение и идем на разговор с преподавателем.
Счастье казалось таким близким ...
В итоге приходим к неожиданному для себя результату: соглашаемся заниматься 1 раз в неделю, забываем о конкурсах и концертах, снижаем нагрузку в несколько раз.
Морально стало легче, но эффект был недолгим.
Сейчас май месяц, доучиваемся на дистанционке, отправили видео с экзаменами и СВОБОДА!
Приняли же мы такое решение.
Я надеюсь...
МОРАЛЬ СЕЙ СТАТЬИ ТАКОВА:
- Если вы родитель и решили отдать своего ребенка на любой музыкальный инструмент, а тем более на духовой, а тем более на флейту, ПОЖАЛУЙСТА, ознакомьтесь с его плюсами и минусами заранее.
- Ребенок в последний год действительно реже стал болеть простудными заболеваниями - из статистики школьного портала по болезни пропущено 3 дня за год!
- Есть ряд болезней органов дыхания, которые лечатся постоянной игрой на флейте, и если есть цель развить легкие, то флейта подойдет лучше других инструментов.
- Если нравится блок-флейта и преподаватель согласен заниматься без перехода на поперечную, то почти нет минусов
Кстати дочка теперь решила с нового учебного года пойти на гитару...
Спасибо, что дочитали до конца.