Найти в Дзене
Виктор Карпов

От Саламина до Эгоспотам. О культе одной победы.

Афинский Акрополь.
Афинский Акрополь.

Две тысячи пятьсот лет назад союзный греческий флот разбил в битве у острова Саламин флот царя Ксеркса, избавив Элладу от персидского порабощения. Городом, более прочих потрудившимся для этой победы и, вместе с тем, более прочих пострадавшим от персидского вторжения и понесшим наибольшие потери, по праву считали себя Афины. Именно они смогли сплотить греков для борьбы с завоевателями, именно их корабли составили ядро победоносного эллинского флота, именно их военачальник — Фемистокл — стал архитектором великой победы.

Храм Ники-Аптерос (Бескрылой Ники) на афинском Акрополе. 449-420 годы до н.э.
Храм Ники-Аптерос (Бескрылой Ники) на афинском Акрополе. 449-420 годы до н.э.

Законная гордость афинян почти сразу превратилась в настоящий культ Победы. Афинский Акрополь, разрушенный до основания персами, был заново отстроен как величественный мемориал стойкости духа, воинской славы и доблести свободного города. Изображения Ники-Победы заполнили его: храм Ники со статуей Ники внутри и рельефом Ники на балюстраде, фигурка Ники в руке статуи Афины-Парфенос и так далее. На знаменитом рельефе Ника снимает сандалии — изящный и прозрачный намек на то, что отныне Победа никогда не покинет Город.

Ника, развязывающая сандалию. Рельеф фриза храма Ники-Аптерос. 420 год до н.э.
Ника, развязывающая сандалию. Рельеф фриза храма Ники-Аптерос. 420 год до н.э.

Победа воспринималась афинянами как центральное событие их истории. Например, составляя жизнеописания своих великих драматургов, они не уставали подмечать, что когда Эсхил маршировал в рядах победителей, Софокл прославлял победу в хоре мальчиков, а Еврепид в этот день родился. Мысль афинян вновь и вновь возвращалась к этому славному дню, и на всё глядели они как бы сквозь исходящее от Ники золотистое сияние, на все события общественной и политической жизни легли его жаркие лучи.

Победа над персами при Платеях. Рельеф фриза храма Ники-Аптерос. 420 год до н.э.
Победа над персами при Платеях. Рельеф фриза храма Ники-Аптерос. 420 год до н.э.

Ни на один день, ни одну минуту не забывали афиняне о своей победе и не позволяли забыть другим. Некогда они сплотили вокруг себя в Морской союз многочисленные греческие полисы и маленькие островные государства, убедив их снаряжать корабли для борьбы с персами. Позднее корабли заменили на денежный взнос в общую казну, а ещё позднее - в подать, в пользу Афин. Используя свой моральный авторитет победителей персов и свой политический вес города-главы антиперсидского союза, Афины низвели вчерашних союзников до положения данников. Ссылаясь на свои бесспорные заслуги в отражении вражеского нашествия, Афины обосновывали свое право жестоко карать всех противящихся их диктату, объявляя их предателями и отступниками. И когда Спарта, во главе Пелопонесского союза, решила положить конец афинским претензиям на всеэллинскую гегемонию, союзники начали отпадать один за другим, радуясь предоставившейся возможности вывернуться из цепких объятий афинян. Те, кто ещё совсем недавно под водительством Афин отстаивал свою свободу от персов, теперь восставали против афинской тирании, не гнушаясь принимать помощь от Персии.

Всё закончилось в 404 году до нашей эры в устье маленькой реки Эгоспотамы, где афинский флот был уничтожен спартанцами, сражавшимися на кораблях, построенных на персидские деньги.

Так окончилось Пятидесятилетие (Пентеконтаэтия) - славное время между двумя морскими сражениями. Афиняне построили своей Победе чересчур громоздкий храм, который рухнул под собственной тяжестью, погребя под собой мощь и славу свободного города.

Вильгельм фон Кульбах. "Битва при Саламине". 1868 год.
Вильгельм фон Кульбах. "Битва при Саламине". 1868 год.