Найти тему

Вопросы включения элементов геймификации в начальное общее образование

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту на уровне начального общего образования у школьников формируются основы умения учиться, способности к организации своей деятельности, воспитание обучающихся и др. Портрет выпускника начальной школы описывается в том числе как любознательного, активно и заинтересованно познающего мир, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, умеющего слушать и слышать собеседника человека.

Для достижения соответствующих требований преподавателю необходимо использовать все возможности современной информационной образовательной среды, учитывая особенности младших школьников, которые связаны с возрастными, физиологическими, психическими и психологическими спецификой развития.

Обращает на себя внимание, что в начальной школе ребятам сложно удерживать внимание на достаточно трудном материале, у них еще не развито абстрактное мышление, поэтому им сложно проникнуть в суть предмета. Внимание учеников начальной школы характеризуется небольшим объемом запоминающийся информации. При этом они непроизвольно способны запоминать учебный материал, который вызывает у них интерес, представленный в игровой форме, связанный с яркими иллюстрациями, наглядными образами и т.д.

На данном уровне образования игра является обязательной потребностью ученика. В игре ребёнок получает эмоциональный отклик, так необходимый в младшем школьном периоде. В своих статьях А.С. Макаренко писал, что «только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». Он считал, что особенности личности ребёнка формируются в игре. Игра требует от ребёнка мыслить, отдавать максимум своей энергии, самостоятельности. Преодоление трудностей в игре приносит детям истинное наслаждение.

Подробнее об геймификации можно прочитать в книге:

и в статье:

Именно поэтому, с нашей точки зрения, в современной образовательной среде интерес представляет технология геймификации, как технология применения игровых элементов и техник для решения неигровых задач, способствующая реализации таких педагогических задач как: повышение мотивации обучения, развития коммуникативных навыков и инициативы.

Реализацию данной технологии при обучении детей начальной школы мы видим в использовании таких ресурсов, как: ClassCraft и ClassDojo.

Преимущества этих ресурсов мы видим в возможности использования как в рамках уроков, так и дома, организации как групповой работы обучающихся, так и индивидуальной.

В использовани ClassCraft применяются принципы современных игр, яркий графический интерфейс, возможность выбора персонажей, добавления разноуровневых заданий, эта среда интуитивно понятна современным школьникам и отчасти напоминают компьютерную игру. Интересно представление заданий в данной среде - в виде квеста, каждый этап которого может быть посвящен изучению, повторению или закреплению определённой темы.

Сервис ClassCraft доступен не только в виде сайта, существуют приложение для основных мобильных операционных систем Android, iOS, также программа для Windows и расширение для браузеров на на базе Chromium (Яндекс Браузер, Google Chrome и др.).

Внешний вид квеста в ClassCraft
Внешний вид квеста в ClassCraft

Очки в данном ресурсе подразделяются на очки опыта и очки здоровья. Они позволяют увидеть учителю успеваемость школьников по теме, на какую тему обратить внимание, а также, какой контент может быть предложен каждому отдельному ученику, реализовывая при этом их индивидуальные траектории. Получаемые очки могут также выполнять функции рейтинга, что позволяет отслеживать учеников в целом.

ClassDojo - сервис, который отлично подойдет для использования в начальной школе. Задания в данной среде загружаются в журнал ClassDojo. Это могут быть фотографии, видео, рисунки и записи, файлы Microsoft Office, PDF-файлы. Преподаватели используют “Действия” для назначения заданий или проектов для обучающихся. Во вкладке «Портфолио», можно увидеть все назначенные действия, а также все выполненные действия.

В данном сервисе нет возможности добавлять персонажей с особенными способностями, при которых ученики будут получать баллы, накапливать их и изучать, например, возможность не делать домашнее задание, сдавать экзамены с использованием подсказок, но, в общем, для начальной школы это и не нужно. Этот сервис также подходит для выставления баллов, добавлению ученикам бейджиков.

Сервис ClassDojo это простой онлайн-инструмент для оценки работы класса. Множество ярких цветов, необычные аватары, мультяшные персонажи несомненно привлекают внимание учеников младших классов.
Сервис ClassDojo это простой онлайн-инструмент для оценки работы класса. Множество ярких цветов, необычные аватары, мультяшные персонажи несомненно привлекают внимание учеников младших классов.

Цель данного ресурса состоит в том, чтобы в доступной, удобной форме сформировать систему поощрений, которой можно будет легко управлять. Этот сервис позволяет предоставлять быстрый отклик на работу учеников и мотивировать их на дальнейшую учебную деятельность.

Эти цели так же как ClassCraft достигаются с помощью бейджей. Они делятся на две категории: положительных и отрицательных (нужно еще поработать). Среди встроенных положительных бейджей присутствуют такие как: «Отличная работа!», «Спасибо за участие», «Славно потрудился»; среди отрицательных — «Перебивал», «Не подготовился», «Не выполнил домашнее задание». Бейджи полностью могут конструироваться учителем самостоятельно. Таким образом, журнал с оценками превращается в интерактивный сервис.

Также приложение ClassDojo можно установить на телефон (доступно на Android и iOS). Оно абсолютно бесплатное, в нем в отличие от ClassCraft нет деления на премиум и обычный доступ.

Более подробно про ClassDojo и ClassCraft, а также их использование можете прочитать тут:

Важно отметить, что рейтинги - мощный и мотивирующий инструмент для тех, кто находится или имеет шансы оказаться на вершине, и очень демотивирующим – для всех остальных. Поэтому важно учесть и продумать действия так, чтобы во время любых соревнований победа была, в первую очередь, над самим собой.

Более подробно прочитать про мотивацию к обучению через геймификацию можно тут:

Авторы: Лунина Глафира, Мишина Анна