Мона Лиза или Мадонна Лиза Джерардини дель Джокондо?
Конечно, самым интересным для всех было то, кому принадлежал этот портрет. Согласно самой ранней информации, моделью должна была стать Лиза Джерардини, которая вышла замуж за торговца шелком Франческу ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо.
Поэтому портрет был заказан ее мужем, о котором Джорджо Вазари написал в «Журналах самых знаменитых художников, скульпторов и архитекторов» . Кроме того, Вазари точно описал, как выглядел портрет ... Проблема только в том, что Вазари никогда не видел эту картину.
Мало того, он написал об этом спустя 30 лет после смерти да Винчи, что было достаточно, чтобы оспорить версию, что Леонардо должен был увековечить Лизу дель Джокондо. Вот почему были и другие, часто смешные догадки. Согласно одной из теорий, Мона Лиза - скрытый автопортрет самого да Винчи, но следует признать, что это крайне абсурдное предположение.
Поэтому некоторые утверждали, что Салаи, ученик и, вероятно, любовник художника, позировал Моне Лизе . Известны рисунки, которые, вероятно, изображают Салая, но они также исключают сходство с женщиной, изображенной на знаменитом портрете. Согласно последующим догадкам, итальянская аристократка Изабелла д'Эсте позировала Моне Лизе.
Эта теория была вполне возможной, потому что Изабелла очень хотела, чтобы Да Винчи нарисовал ее портрет. Сохранился рисунок художника, в котором Изабелла одета в платье, похожее на то, которое носит Мона Лиза . Однако это закончилось только рисунком, потому что да Винчи никогда не писал портрет аристократа.
Предположения о том, кому на самом деле принадлежала картина Моны Лизы, закончились всего несколько лет назад (и поэтому спор длился несколько столетий), когда была найдена рукописная записка Агостина Веспуччи, в которой упоминалось, что в 1503 году Леонардо да Винчи работал над портретом Лизы дель Джокондо. Обнаруженная записка кажется очень важным документом в этой истории, потому что она подтверждает, что художник увековечил образ Лизы.
Вазари также упоминает в работе, что да Винчи работал над портретом в течение четырех лет, с 1503 по 1504 год, но, видимо ... он не закончил его. Он никогда не передавал изображение клиенту, только до его смерти.
После смерти художника Моны Лизы о ней позаботился Салаи, за ним последовали сестры Леонардо, которые продали произведение французскому королю Франциску I. Таким образом, Мона Лиза нашла свой путь во Францию. Сначала он висел во дворце в Фонтенбло.
Во время правления Людовика XIV ее перевели в Версаль, а оттуда в Лувр вскоре после его открытия. Наполеон Бонапарт отвез ее из Лувра в свою спальню во дворце Тюильри. Когда в 1815 году император был сослан на остров Святой Елены, Мона Лиза вернулась в Лувр. Однако это не было концом бурной истории портрета.
Мона Лиза украдена!
В 1911 году мир потрясла новость о том, что Мона Лиза была украдена из Лувра. Первые обвинения были направлены против поэта Гийома Аполлинера, которого ранее обвиняли в соучастии в краже статуэток из французского музея, совершенной его другом Оноре-Жозефом Жери Пьером. Следующим подозреваемым должен был стать Пабло Пикассо, потому что он купил украденные произведения искусства у Пьере. Обвинения против обоих артистов были отклонены, а расследование прекращено.
Лишь в 1913 году антиквар Альфредо Джери пришел к директору музея Флоренции Уффици, который получил подозрительное письмо от Леонардо Винченца. Автор письма утверждал, что у него украденное изображение Леонардо да Винчи, и Джери почувствовал, что это может быть Мона Лизой .
Антиквар и директор Уффици отправились на встречу с Винченцем. Как только они поняли, что таинственная картина, о которой автор упомянутого письма говорит, оказалась Мона Лизой, они уведомили полицию. Итальянским вором был Винченцо Перуджия, который работал в Лувре как стекольщик.
Во время допросов Перуджа объяснил, что он не планировал кражу, но когда он заметил, что изображение не было особо защищено, он решил взять его и вернуть в Италию.
Расследование показало, однако, что вор намеревался продать Мона Лизу за большую прибыль. В конце концов Винченцо провел несколько месяцев в тюрьме, и картина вернулась на свое место в декабре 1913 года.
Для тоски
До того как картина была найдена, Лувр купил Камиль Коро « Женщина с жемчужиной » для своей коллекции. Когда мы смотрим на положение руки модели, мы сразу же замечаем, что портрет Берты Гольдшмидт напоминает Мона Лизу и, несомненно, это была дань уважения, которую Коро отдал своему Мастеру.
Возвращение Мона Лизы
С момента кражи это было одно из самых охраняемых произведений искусства в мире. Стекло, бронированное покрытие и барьеры не являются препятствием для туристов, которые заглядывают в эту знаменитую загадочную улыбку.
Таинственная улыбка стала причиной дальнейших догадок. Отображение данной эмоции на картине без видимой причины заставило зрителей нарисовать свои интерпретации. Вазари в своей книге утверждал, что модель развлекала музыкантов и клоунов во время рисования. Лиза улыбается, потому что кто-то или что-то заставило ее смеяться.
Это очень обыденное объяснение, и фактически до девятнадцатого века не было найдено ничего другого. Лишь в 19 веке Мона Лиза стала рассматриваться как роковая женщина, которая пыталась заманить других своей улыбкой и приводила к ее смерти. Были также мнения, что знаменитая улыбка является нечестной и вынужденной, потому что на лице Лизы не видно никаких движений или морщин, которые обычно появляются во время улыбки.
Такие предложения заставили других задаться вопросом, была ли Лиза больна, в результате чего часть ее лица могла быть парализована. Это, очевидно, предположения, которые не имеют научного подтверждения.
Кажется, что каждое последующее предположение становится хорошим поводом сделать еще одно. Так рождаются мифы, а вокруг Моны Лизы их много. Неудивительно, что произведение приобрело статус такого знаменитого и узнаваемого, потому что нельзя отрицать его необычайное мастерство. С точки зрения живописи это идеальный портрет, который мог выйти только из-под кисти гения, которым, несомненно, был да Винчи.
Мона Лиза - произведение высокой культуры, но благодаря всемирной славе она также стала частью массовой культуры.
Это вдохновение не только для создания большего количества копий и пародий (из которых, вероятно, самая известная версия с усами, Марселя Дюшана), но также появляется в качестве темы в фильмах, песнях, романах, украшает сувениры, салфетки, чашки и шарфы, и даже она становится героиней мемов. Это показывает, что граница между высокой и популярной культурой может быть очень плавной и тонкой.