Продовольственная система и система производства продуктов питания стали средством исправления целого ряда социальных недугов.
ЛаДонна Редмонд хотела получить самую здоровую пищу для своего маленького сына, у которого была целая гамма пищевых аллергий - пищу, свободную от генетически модифицированных организмов, не содержащую пестицидов и вредных удобрений. Еда, выращенная органически, была недоступна в ее общине в восточной части Чикаго. Как Редмонд объясняла в беседе с TED в 2013 году: "Я живу в обществе, где я могу получить полуавтоматическое оружие быстрее, чем помидор". Вместе со своим мужем она начала превращать близлежащие пустыри в сельскохозяйственные угодья в рамках усилий по восстановлению продовольственной системы с нуля.
Как основатель и ведущий организатор кампании "За продовольственную справедливость сейчас", Редмонд выступает за то, чтобы еда была правом человека. Ее организация является частью растущего числа отдельных лиц, общественных групп и организаций по всей стране и во всем мире, которые настаивают на реформировании сельскохозяйственной системы для удовлетворения широкого спектра потребностей, выходящих далеко за рамки питания.
"Движение требует справедливости на каждом этапе продовольственной цепочки, от производителя до потребителя".- говорит Даниэль Ниренберг, президент и соучредитель FoodTank, аналитического центра, пропагандирующего устойчивые решения проблемы голода, ожирения и бедности во всем мире. Она стремится положить конец глубокому неравенству, в результате которого 40% людей, как полагают, имеют ограниченный доступ к безопасным и питательным продуктам, в то время как почти столько же людей страдают от переизбытка и ожирения. По данным нью-йоркской некоммерческой организации Just Food, все общины имеют право выращивать, продавать и есть здоровую пищу, которая не только питательна, доступна по цене и приемлема в культурном отношении, но и выращивается на местном уровне с заботой о благополучии земли, рабочих и животных.
Это может прозвучать многообещающе, но пища и система производства продуктов питания стали средством исправления целого ряда социальных недугов. На самом деле, еда всегда обладала силой далеко за пределами тарелки. Как пища и лекарства, как источники праздника, ритуала и удовольствия, то, что и как мы едим, укрепляет отношения, создает связи, устанавливает культурные нормы, увековечивает общественные порядки и многое другое. В последние годы медицинская наука значительно расширила наше понимание влияния пищи и ее компонентов на здоровье, даже несмотря на то, что эпидемия ожирения и связанных с диетой хронических заболеваний разразилась по всей территории Соединенных Штатов и в странах, воспроизводящих стандартную американскую диету.
Продовольственная справедливость уходит корнями в другие общественные движения, в частности в движение "Слоу Фуд", начавшееся в конце 1980-х годов в Италии в знак протеста против распространения фаст-фуда и в поддержку местных кухонь и гастрономических традиций. В 1993 году на улицу Кампесина пришло транснациональное движение крестьян и семейных фермерских хозяйств "Виа Кампесина", требующее "продовольственного суверенитета" или права людей, которые производят и потребляют продукты питания, на создание своих собственных устойчивых методов и политики в области сельского хозяйства.
В Соединенных Штатах есть горячие точки продовольственной справедливости. Чикаго, Детройт и Окленд, Калифорния, занимают видное место среди них, потому что их районы городского распада подчеркивают социальное неравенство, которое отражает сбои в работе продовольственной системы, а также предоставляет возможности для преобразования как города, так и продовольственного снабжения.
В Чикаго Линн Тодман, градостроитель по образованию, была оцинкована, когда увидела карту города, на которой изображены общины с самым высоким уровнем насилия с применением огнестрельного оружия и убийств, не имеющие доступа к свежей, здоровой пищи, с надписью "продовольственные пустыни" (их также называют "продовольственные болота", так как нездоровая пища дешева и изобилует). Две карты были почти идентичны. "Это совпадение не предполагает причинно-следственной связи, - говорит Тодман, - но оно затрудняет игнорирование того, что может существовать связь".
В настоящее время Тодман, приглашенный ученый из MIT, изучает взаимосвязь между питанием и антисоциальным поведением, включая агрессию и насилие, посредством исследований, проводимых неврологами, занимающимися вопросами питания. "Питание играет роль в закреплении и усилении социального неравенства из-за воздействия, которое оно оказывает на человеческое тело, человеческий мозг", - говорит она. "Отсутствие доступа к питательной пище является одной из основных причин широкого неравенства", - добавляет она, указывая на исследования, показывающие, как плохое питание может прерывать образовательный процесс детей и предрасполагать их к контакту с системой ювенальной юстиции.
Сеть обеспечения продовольственной безопасности чернокожего населения Детройта, созданная в 2006 году, призвана призвать жителей взять на себя активное руководство в обеспечении здорового питания. Организаторы создали D-town Farm, семь акров устойчивого городского сельского хозяйства с круглогодичным производством. Они также открыли кооперативный покупательский клуб, предлагающий здоровую пищу и предметы домашнего обихода по сниженным ценам, и просвещают общественность о важности выбора здоровой пищи. Группа помогла написать комплексную продовольственную политику для города, которую городской совет Детройта единогласно принял в 2009 году, учредив Совет по продовольственной политике Детройта.
Социолог Моника Уайт, уроженка Детройта, член DBCFSN и доцент кафедры экологического правосудия Университета Висконсина, объясняет это так: "Есть несколько групп, которые говорят: "Мы выращиваем еду, потому что этот помидор действительно замечательный на вкус". Есть и другие люди, которые говорят: "Еда - это путь к свободе".
Для нее и многих других людей продовольствие - это возможность получить права на воду, прожиточный минимум и экономическое равенство, доступ к транспорту и качественное образование. "То, как вы попали на встречу, не так важно, как то, что мы там делаем", - говорит Уайт.
Пятнадцать лет назад, получив степень магистра истории в Нью-Йоркском университете, Брайант Терри поступил на программу подготовки шеф-повара. Он пришел к еде через другие формы социальной активности. "Те же самые сообщества, которые имели дело с жестокостью полиции, трубопроводом из школы в тюрьму, разрушающейся инфраструктурой, ужасными государственными школами, в которых было больше всего больных и умирающих людей, были сообществами с очень небольшим количеством источников здоровой и доступной пищи", - говорит Терри. Он взял на себя смелость помогать молодым людям с разным цветом кожи преобразовывать свою жизнь и городские общины. Сейчас он живет в Сан-Франциско и является знаменитым автором книг Afro-Vegan, The Inspired Vegan и Vegan Soul Kitchen.
Как единое движение, продовольственная справедливость начала набирать обороты в Соединенных Штатах после глобального продовольственного кризиса 2007 года, когда цены на продовольствие внезапно взлетели, что привело к беспорядкам в 40 странах и свержению двух правительств, а также к финансовому кризису 2008 года. Эти события совпали с рождением местного движения продовольствия - в 2007 году в словарь был занесен и вместе они помогли обратить вспять тенденцию, существовавшую с 1940-х годов, которая затушевывала процессы, с помощью которых продовольствие попадало в тарелку.
"Движение в сторону фермерских рынков и общественных садов, местного сельского хозяйства и кулинарии - все эти фантастически важные и увлекательные проекты - помогло нам просто оттянуть шторы назад и сказать: "Вау, это больная система", - говорит Нэнси Ромер, профессор психологии в Бруклинском колледже и соучредитель Бруклинской продовольственной коалиции.
Толчок к продовольственной справедливости не ограничивается сообществами, страдающими от недоедания". Потребители во всем мире все больше и больше узнают о том, как выращивается их ужин и какие последствия эти методы имеют не только для их личного здоровья, но и для здоровья общин и климата".
Меню пищевого активизма
- Проект "Справедливость в сельском хозяйстве", национальная организация, расположенная в Гейнсвилле, штат Флорида, выходит за рамки органической сертификации для маркировки стандартов, отражающих благополучие сельскохозяйственных рабочих, работников скотобоен и работников розничной торговли продуктами питания, а также справедливую оплату их труда. В 2010 году группа опробовала первую программу маркировки "Food Justice Certified" для фермерских хозяйств в верхней части Среднего Запада, а прошлым летом сертифицировала первые магазины в штате Нью-Йорк.
- Студенты колледжей по всей стране инициировали многочисленные усилия по обеспечению местного населения здоровой пищей, и в настоящее время курсы по продовольственной справедливости изобилуют. Реальная сила студентов в том, чтобы изменить продовольственную систему, не является академической. Например, полмиллиона студентов системы Калифорнийского государственного университета призывают свою альма-матер, которая ежегодно тратит 100 миллионов долларов на продукты питания, перенести большую часть своих ресурсов с огромных промышленно развитых ферм, где рабочие плохо оплачиваются и подвергаются воздействию пестицидов, на более мелкие, местные, органические фермы, которые платят рабочим честно и производят "настоящую еду".
- На ферме "Soul Fire Farm" недалеко от Олбани, штат Нью-Йорк, совладельцы Лия Пенниман и ее муж Джона Витали-Вульф преподают фермерство как способ преобразить молодежь, попавшую в систему ювенальной юстиции. "Мы начнем с помидоров, - говорит Пенниман, - а затем поработаем над обсуждением восстановительного правосудия".
- Бостонская компания Fresh Food Generation оснащает грузовик с продуктами питания, чтобы доставлять недорогие и здоровые готовые продукты питания, поступающие с местных ферм, в районы с низким уровнем доходов, где высок процент больных диабетом и ожирением.
- Группы, основанные на вере, уже давно работают над тем, чтобы отремонтировать мир, и продукты питания все больше и больше становятся средством к существованию. В рамках пилотного проекта "Еврейская стипендия продовольственной справедливости" проводится обучение лидеров, направленное на расширение доступа к продуктам питания и обеспечение самодостаточности в обедневших районах вблизи Сан-Диего. Школа Божественности Уэйк Форест в Северной Каролине добавляет пищу к своей религиозной лидерской инициативе, потому что "продовольственная справедливость и устойчивость сельского хозяйства - это вопросы, которые будут определять это поколение".
#здоровая еда #психология жизни