Тамара была доброй женщиной. Могла бы угостить мужа отравленной чурчхелой – и никаких проблем в царской и личной жизни. Так нет, пожалела. Даже полный трюм сокровищ отсыпала на дорогу. Отвергнутый русский князь на эти средства неплохо устроился в Царьграде. Но однажды вдруг заметил, что знакомые греки начали как-то странно на него коситься. Известия о нехорошем моральном облике Юрия быстро достигли Константинополя.
«Простите, часовню тоже я развалил?..»
Зачем его очернили? Пожалуй, здесь всё ясно. В средние века любой христианский брак, тем более брак царицы, расторгнуть было непросто. Требовались веские (для своих и иностранцев) причины. Годится, например, если муж – форменное чудовище. Вот его и сделали чудовищем.
Давайте пофантазируем, как Тамара могла бы комментировать список прегрешений Юрия.
– Пьяница… Верно, сама видела, как он полный рог вина в свои уста влил. Развратник… Ну, допустим. Что?! С мужчинами? Кошмар! А дальше что за слово? Зоо… – её глаза округлились. – Это когда с козочками, я правильно поняла?
– И с собачками, – печально кивали, наверное, советники царицы. – Так надо! Не мы такие, жизнь такая.
Вот так, полагаю, Юрий и стал, сам того не ведая, беспробудным алкашом, бабником, мужеложцем (сейчас сказали бы – геем) и зоофилом до кучи. Это не я придумал. Например, в Википедии читаем: «Грузинские летописи обвиняют», – и следует весь перечень этих обвинений. Если бы в ту пору жили какие-нибудь скрипали, Юрий наверняка и их зарезал бы.
Право, лучше бы его убили. Гуманнее…
Местные летописцы, хотя и не все, прилежно запечатлели на бумаге моральное падение «скифа», и клевета пошла гулять по свету. В 2188 году фейку о мерзавце Юрии исполнится тысяча лет.
«Ну, погоди!»
Конечно, наш бравый князь едва ли был белым и пушистым. Скорее всего, любил погулять, не избегал, цитируя булгаковского Воланда, «вина, игр, общества прелестных женщин». Но и законченным подонком он, безусловно, не был.
Обвинители перестарались, взвалив на него все мыслимые грехи и пороки. Ну, не мог «юноша доблестный» ударными темпами превратиться в последнюю тварь.
Итак, он женился, провинился, был изгнан, вернулся с войском… Опять-таки, выходит не очень красиво: она его пощадила, а он на её трон покушается. А если подумать? Только ли желание надеть корону руководило Юрием? Князь – существо самолюбивое. Его нельзя безнаказанно ославить на весь мир негодяем. А тут ещё новость: царица, не успев его спровадить, выскочила замуж за своего детского друга, Давида Сослана. Обидно, да?!
Спасибо той же Тамаре, деньги у Юрия были. Хватило, чтобы нанять немалый отряд отпетых рубак.
И новая странность: на помощь князю валом повалила грузинская знать: «Гузан, владетель Кларджети и Шавшети», за ним «Боцо, военачальник самцхийский». Вроде бы, поддержал его и старый знакомец Абул-Асан. А ещё «Вардан Дадиани, министр царского двора… Он собрал всю Сванетию, Абхазию, Эгерию…»
Вне сомнений, гордые вельможи ни за что не примкнули бы к пьянице и развратнику. И если выступили на его стороне, значит, имели на то основания. Похоже, не всё так просто было в конфликте Тамары с первым мужем.
Юрия короновали в Кутаиси. Его армия (по мнению летописцев, «сборище богопротивное») перешла в наступление. Половина «сборища» во главе с царём, «опустошая и разоряя Картли, дошла до Гори и Начармагеви. Другая половина, под предводительством Дадиани… спустившись в Цихис-Джвари, сожгла город Одзрхе». Соединившись, они «должны были дойти до города, где… находилась Тамара». То есть до Тбилиси.
В итоге упорной борьбы, пишут комментаторы, «мятеж был подавлен». Да ладно! Разве это мятеж? Это, господа, гражданская война. Кстати, Давид Сослан в ней тоже участвовал.
Юрия вновь пощадили (казни при Тамаре были под запретом) и вытурили из страны. Он вновь вернулся, ухитрился получить земли от атабека Азербайджана и в 1193 году появился в Кахетии с войском. Вновь был разбит (князю фатально не везло) и бежал. После этого следы его теряются. Может быть, сам где-то сгинул, а может, на сей раз ему всё же помогли сгинуть по приказу царицы или, что вероятнее, её приближённых.
Тамара прожила ещё два десятка лет. Время её правления, напомню, вполне заслуженно вошло в историю как «золотой век». У них с Давидом было двое детей: сын Георгий и дочь Русудан.
Юрий, как считается, был бездетным. Но… После второго изгнания из Грузии он, есть такие сведения, женился на некой половецкой княжне. Так что, не исключено, и у него остались сын или дочь в кипчакских степях. Может быть…
Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.