Огромный, густонаселённый средиземноморский остров Сицилия является частью Итальянской республики, в которой уже много лет мечтают соединить воедино итальянский "сапожок" с островной автономией.
Прагматичные римляне
Защищенность, неприступность Сицилии оценили люди ещё седой древности - остров непросто окружён водами моря, но благодаря мощным течениям, гарантированно не подпускает к своему берегу несведущих в его географии. Как и следовало ожидать, древние греки, а после и финикийцы, стремительно колонизировали остров и благополучно вели на нём свою хозяйственную деятельность, пока на горизонте не объявились римляне, такие же древние, как и греки.
Именно римлянам и принадлежит честь создания первого моста на Сицилию. Во время Первой Пунической войны, в 251 году до н. э., римляне создали аналог современного понтонного моста - на череду пустых деревянных бочек и лодок уложили доски и скрепили верёвками. Данное инженерное сооружение позволило стремительно перебросить на остров передовые римские части и склонить на свою сторону Сиракузы - самый большой город на острове в то время.
Мессинский пролив - ужас страховых компаний
Пролив, который отделяет Сицилию от Апеннинского полуострова, в географии получил название Мессинского, в честь города Мессина, расположенного на его сицилийской части. Пролив славится своенравным характером и всегда вызывал ужас у мореплавателей, в том числе и в наше время. Неспроста древние греки, в своей мифологии, поселили на его берегах морских чудовищ Сциллу и Харибду.
В самой узкой своей части, ширина пролива достигает чуть более трёх километров. Максимальная ширина равна - 22 километрам. Минимальная глубина - 72 метра, большая часть пролива располагается на глубине от 115 метров. Самое неприятное и постоянное в проливе, так это непрерывные приливно-отливные течения достигающие 10 километров в час. И напоследок, пролив располагается в зоне тектонических разломов, что чревато мощными землетрясениями, как это произошло в 1908 году, когда только в одной Мессине погибло не менее 40 000 человек, при этом возникла волна цунами, а в самом городе опустилась набережная. Получается, что строить что-либо в в данном проливе категорически не рекомендуется.
Внимание, конкурс!
С момента образования единого Итальянского государства в 1870 году, вопрос о возведении моста на Сицилию стал весьма злободневным. Поэтому, самый первый, технически обоснованный проект, принадлежит итальянскому инженеру Карло Навоне, который предлагал связать Сицилию с остальной частью Италии, посредством железнодорожного туннеля длиной 22 километра. Проект был представлен на защите диссертации в том же 1870 году.
В дальнейшем, проекты посыпались один за другим. После окончания Второй мировой войны итальянский инженер Пальмьери предложил проект подвесного моста через Мессинский пролив. Правительству проект настолько понравился, что были выделены средства в размере 100 миллионов лир на изыскания в месте предполагаемого возведения моста. Однако, даже в Италии любят посматривать на заграницу и заказали проект моста у известного американского инженера Дэвида Стэйнмана, чей проект мало чем отличался от предложений Пальмьери. В обоих случаях предлагался мост протяжённостью в 2988 метров, с пролётом в 1524 метра, опирающимся на два огромных быка. Высота пролёта над уровнем пролива составила бы 50 метров. Таким образом, мост через Мессинский пролив, превзошёл бы знаменитый подвесной мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. Общая стоимость проекта была оценена в 100 миллиардов лир.
О проекте моста Стэйнмана 1952 года благополучно забыли, пока в 1969 году итальянским правительством не был объявлен международный конкурс на лучшую идею соединить берега Сицилии с Италией. На конкурсе было представлено 143 проекта, которые мало чем отличались друг от друга и в целом, их можно разделить на несколько групп:
1. Проект вантового моста;
2. Проект подвесного моста;
3. Тоннель обыкновенный - в скальной породе пролива;
4. Архимедов мост - подводный плавучий тоннель.
Как хрупки мосты и тоннели...
Как мы уже выяснили, Мессинский пролив "славится" своими мощными течениями и тектонической нестабильностью. Поэтому, строительство мостов и тоннелей чревато последствиями. Вспомнить хотя бы историю "Галопирующей Герти" - Такомского подвесного моста, обрушившегося в 1940 году, в результате сильного ветра... Задолго до Международного конкурса 1969 года, итальянский инженер Нино дель Боско предложил наиболее адекватный и серьёзный путь соединить берега Италии и Сицилии.
Предлагается в самой узкой части пролива соорудить массивную дамбу с основанием в 300 метров и высотой 130 метров, где над водой возвышается лишь её верхушка высотой 10 метров. На возведение дамбы потребуется не менее 68 миллионов камня и бетона. Ширина надводной части дамбы должна составить 50 метров. По ней будут проложены автомобильная и двухколейная железная дороги. Для сохранения возможности дальнейшего морского сообщения через пролив, в двух местах дамбы, у берегов, предлагается её прорезать и установить мосты. По подсчётам инженера, на возведение дамбы потребуется около шести лет. При этом, автор проекта отмечает, что в случае очередного землетрясения, мост придётся строить заново, а дамбу можно будет починить.
Скандалы, интриги, расследования
Вот уже 150 лет, как итальянское правительство активно "строит" мост через Мессинский пролив, но нет даже проектной документации. Более того, созданная в 1981 году Компания моста через Мессинский пролив, бурно имитировала деятельность изучения потенциального места строительства, разработки проекта и прочих сопутствующих моментов, растратив бюджетные средства и не ничего не выдав полезного. Предполагается, что Компания непонятно каким образом "посеяла" в общей сложности 350 миллионов евро и ничего не дала взамен. В конечном итоге, в 2013 году её со скандалом расформировали. При этом, стоимость проекта оценивается в 6,8 миллиардов евро.
На самой Сицилии очень скептически относятся к проекту Мессинского моста, презрительно именуя центральное правительство Министерством незаконченных дел, так как на острове имеется свыше 150 социально значимых проектов, которым с помпой был дан старт, но в последний момент они были заброшены. Интересна закономерность изменения решений о строительстве моста в связи со сменой руководства правительств. Например, правительство Сильвио Берлускони в 2005 году выделяет средства на проектирование моста, а уже следующее за ним правительство Романо Проди сворачивает финансирование. И так через раз... А в последнее время, итальянское правительство и вовсе возжелало строительство моста за счёт казны Европейского Союза. Как бы там ни было, но совершенно понятно, что определённым кругам мост абсолютно не нужен, будь то морские компании, осуществляющие паромные перевозки или сицилийская мафия, которой не нужен усилившийся контроль со стороны центрального правительства.
Как показывает история, для реализации любого проекта, каким бы сложным он не являлся, необходимы политическая воля и целенаправленное финансирование. Поэтому, проблема возведения моста через Мессинский пролив технически решаема, но мы его ещё скоро не увидим.
Рубрика: "Невероятные проекты"
1. Как хотели осушить Северное море;
2. Новый Панамский канал в Коста-Рике;
3. Транссахарская магистраль: проект железной дороги через самую большую пустыню мира.
_______________