Найти тему

Л.Н. Толстой: «Война и мир» – многословная дребедень, «Анна Каренина» – пошлая и скучная. О Толстом, которого мы не знали.

Оглавление

Лев был весьма скромным и стеснительным юношей и искренне считал, что имел непривлекательную внешность
Лев был весьма скромным и стеснительным юношей и искренне считал, что имел непривлекательную внешность

Спроси любого «Кто такой Толстой?», любой уверенно ответит, воскресив в памяти образ мощного благородного старика, что он – великий писатель, написавший «Войну и мир» и «Анну Каренину». Ох, и ужасные же слова для Льва Николаевича! Он бы непременно расстроился, если бы довелось их услышать. Почему? Да потому что он не считал ни «Войну», ни «Анну», ни другие свои известные романы важными произведениями, «так, пустяки». Он бывало говорил, что хвалить его за них - всё равно, что выдать Эдисону: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку". Толстой приписывал истинное значение своим другим сочинениям – интереснейшим религиозно-философским и общественно-политическим книгам, которые долгое время были под запретом в России, да и после его снятия очень редко выходили в печать.

Из-за того, что мы привыкли впопыхах читать только входящие в учебную программу книги, не пытаясь разобраться, каким же человеком был их автор, мы рискуем упустить то бесценное, живое и действительно важное, что могли бы получить от литературы. Биографии писателей не должны быть набором сухих фактов, написанных мелким шрифтом, обилующих цифрами и названиями. Родился тогда-то, учился там-то, открыл школу, служил на Кавказе, женился в 34 итд. – как привычно и как бесполезно это знать! Лучше получать ту информацию, которую человеку интересно было бы узнать о новом друге – почему бросил университет, отчего не любил выходить в свет будучи состоятельным, молодым и известным, о чем мечтал, за что корил себя итп. Подобная информация о писателях прошлого есть в изобилии, благодаря сохранившимся перепискам, дневникам и автобиографиям. Просто никто о ней кроме литературоведов не знает. К сожалению.

Давайте взглянем на несколько удивительных аспектов личности Толстого, которые заставят вас влюбиться в него, а возможно даже чуть-чуть изменить свою жизнь.

1. Мысли о себе и писательстве

Толстой вообще не считал себя профессиональным литератором и всячески избегал разговоров о литературе, предпочитая им обсуждение мироздания, людских взаимоотношений и нравственности. Как признавался Лев Николаевич в своих поздних трудах, сначала он, как и все его товарищи по перу, писал из тщеславия и корысти – хотел стать известными, нажить состояние, думая при этом, что учит и воспитывает народ своими произведениями. На деле же, считал он, никто из пишущих понятия не имел кого и чему надобно конкретно учить, ибо сами они ничего не понимали. Многократно и очень серьезно Толстой решал отказываться от писательства вообще, но всегда через некоторое время возвращался к нему. Он действительно не испытывал удовлетворения от написания своих «основных трудов». Из переписок с друзьями видим: «Я не пишу и писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану»; «Берусь теперь за скучную, пошлую Анну Каренину и молю Бога только о том, чтобы Он мне дал силы спихнуть ее как можно скорее с рук». Пережив несколько сложнейших кризисов, глубоко размышляя о вере и смерти, Толстой пишет произведения, наизнанку выворачивающие его душу. Наконец-то он создает то, за что ему не стыдно – «Исповедь», «О жизни», «В чем моя вера?», «Что такое искусство?» … Произведения, о которых никто толком ничего не знает. Произведения, которые нужно прочитать каждому. Такой гений, как он, вообще ничего не может сделать плохо, но когда он делает что-то хорошо по своей оценке, знайте – это невероятной ценности вещь.

2. Яснополянская Школа

Все мы помним о крестьянской школе, созданной Львом Николаевичем в его родовом имении – Ясная Поляна. Благородный поступок доброго человека. Однако, мы никогда не обращали внимания на то, чем вся эта затея представлялась самому писателю. Разочаровавшись в светском обществе («жизнь нашего круга — богатых, ученых, не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Я отрекся от жизни нашего круга») Толстой жаждет помогать простому народу. Школа была запущена, приезжали учителя из соседних деревень, приходила ребятня, но по-прежнему писатель мучился вопросом, а может ли он действительно дать этим простым детям чего-либо путного. Обучая ребятишек чтению, письму и литературе он чувствует, что приносит им больше вреда, нежели чем пользы: «…мне казалось, что я развратил чистую, первобытную душу крестьянского ребенка». Он едет за границу изучать тамошние методы преподавания, но не находит их достойными, возвращается и пробует все по-своему. Толстой написал множество детских книг и даже Азбуку, но не нашел в преподавательской деятельности удовлетворения и начал уделять больше времени философским изысканиям.

3. Ведение дневника

Толстой начал вести свой дневник в студенческие годы и исправно писал его всю свою жизнь. В нем было все – от планов, сокровенных мыслей и переживаний до описания каждодневных занятий. Лев Николаевич признавался, что ведение дневника способствовало превращению его в писателя. Он был очень открытым и честным – перед женитьбой он дал своей невесте прочитать его дневник с описанием всех его похождений, ибо не мог иметь перед ней тайн прошлого. В Дневнике можно найти правила, которых писатель желал придерживаться: «Дурно ли, хорошо — всегда работать», «Вставать до восхода солнца», «Писать всегда и все четко и ясно», «С утра определять занятия на день и стараться исполнять их». Были у писателя и неплодотворные дни: «Целый день не писал ничего, читал Бальзака, занимался только ящиком новым. 1) Лень, 2) Лень, 3) Лень…».

4. Как Толстой стал вегетарианцем

Писатель полностью отказался от мяса, когда ему было 50 лет. Говорят, как-то на своем дворе он стал свидетелем того, как резали свинью. Происходящее произвело очень сильное впечатление на Толстого. Случись это с большинством людей сейчас, они бы помучались от увиденного кошмара несколько дней, а потом потихоньку бы отошли и всё встало на свои места. Но Толстой был совершенно другого склада. Увидев это страшное и неприятное зрелище, он решает поехать на одну из боен и глубже понять, острее прочувствовать то, о чем ранее не приходилось задумываться. После лицезрения убийства и освежевания молодого быка писатель до конца своей жизни придерживался веганской диеты. И это тогда, в 19 веке! Когда не было супермаркетов, когда только и жили своим хозяйством, когда были сильны традиции и поверья.

Жена писателя, Софья Андреевна, сама продумывала разнообразное вегетарианское меню для мужа и передавала его слугам
Жена писателя, Софья Андреевна, сама продумывала разнообразное вегетарианское меню для мужа и передавала его слугам

Питался Лев Николаевич довольно скромно: «Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом… Здоровье мое не только не пострадало, но значительно улучшилось...». Не все члены семьи поняли и приняли идеи отца семейства - вегетарианскую половину стола накрывали только для Льва Николаевича и двух его дочерей.

5. Отлучение Толстого от церкви

В 40 лет, достигнув успеха на всех фронтах своей жизни – познав семейное счастье, достигнув писательских высот, будучи обеспеченным – Толстой переживает глубочайший кризис бессмысленности жизни. Ощущение то настолько интенсивно и неразрешимо, что Лев Николаевич чуть ли не кончает жизнь самоубийством. «Положение мое было ужасно. Я знал, что я ничего не найду на пути разумного знания, кроме отрицания жизни, а там в вере — ничего, кроме отрицания разума». И это были не просто вялые праздные размышления о смысле, писатель неустанно, ревностно на протяжении долгих лет искал ответы. Он изучал всевозможные книги, освоил древнееврейский и древнегреческий языки для чтения первоисточников, встречался с учеными, монахами, всеми кто хоть как-то мог пролить свет на загадку жизни и смерти, ставил над собой эксперименты. В итоге, пройдя нелегкий путь, он своими усилиями приходит к вере. Но не совсем той, что проповедовалась в церквях. Он стремится очистить ее от излишней обрядности, ритуалов, налета, оставленного фарисеями. Он пишет несколько книг, выражающих любовь к истинному христианству, дискредитирующих роль духовенства. В 1901 г. Святейший Синод выпускает определение, уличающее Толстова в безбожии и отлучающее его от церкви. Правда, с возможностью возвращения, если бы тот покаялся. Вот что пишет сам граф: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить Ему». К формальной церкви писатель более не возвращался, был похоронен без креста и отпевания (не разрешили, да и сам так желал, «если только это не было бы неприятно хоронящим»).

Приблизиться к вере Толстому отчасти помогла жизнь простого народа, которую он считал настоящей в противовес жизни светского общества. На фото - Лев Николаевич играет в Городки
Приблизиться к вере Толстому отчасти помогла жизнь простого народа, которую он считал настоящей в противовес жизни светского общества. На фото - Лев Николаевич играет в Городки

6. Отказ от Нобелевской премии

В 1906 году РАН выдвинула Льва Толстого (без его на то согласия) кандидатом на Нобелевскую премию, получить которую у писателя были все шансы. Узнав об этом, Толстой срочно обращается к своему другу Ярнефельту, финскому писателю и переводчику, с просьбой использовать его связи и организовать всё так, чтобы премию он не получил, иначе «неприятно было бы от нее отказываться». В итоге, премию получает итальянский поэту Кардуччи - чем и он, и Толстой очень довольны. Нежелание получить премию (сумма по нынешним меркам была в районе 1 миллиона 200 тысяч долларов!) по большей степени объяснялось тем, что у писателя вызвало бы затруднение распоряжение этими деньгами, да и вообще он был убежден, что они являются злом. Лев Николаевич, как можно заметить, на протяжении всей своей жизни (хоть сам и обвинял себя в тщеславии и корысти) легко отказывался от ценных для любого человека вещей. Во время службы на Кавказе он отдает медаль своему товарищу, так как ему она могла существенно облегчить жизнь. Также он отказался от авторских прав на свои произведения, а фраза о возможности бесплатного копирования, по его наставлению, печатается на всех титульных листах томов его сочинений.

Эта статья охватила лишь малую часть необъятной души простого и одновременно великого гения. В завершение привожу его важнейшее наставление людям: «Только поймите, что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного: спасти свою душу, что только этим мы спасем мир. Аминь».