Найти в Дзене

Рекрутинг. Советы профессионала

Оглавление

Погоня компаний за квалифицированными сотрудниками породила повышенный спрос на специалистов по подбору персонала. В наше время, подбор персонала стал самодостаточной профессией, однако доселе нет ни одного учебного заведения выпускающего специалистов с квалификацией «рекрутер». Хорошо это или плохо, судить не нам. Нам с этим жить и работать, так как без участия рекрутера сложно представить себе взаимодействие соискателя и компании.

НАСТАВНИЧЕСТВО

Увы и ах, но в нашей стране основная масса специалистов по рекрутингу — это юные и даровитые создания, еще вчерашние выпускники ВУЗов с гуманитарной ориентацией и небольшим багажом практических знаний. Основной мотив их прихода в специалисты-подборщики — жажда новых знаний, интересная работа и неуемное желание общаться с людьми. Со стороны работа рекрутера выглядит очень привлекательной и творческой (что отчасти соответствует истине) и именно вожделение «вкусной и яркой обертки» привлекает абсолютное большинство новых адептов рекрутинга.

РЕКРУТИНГ С ИЗНАНКИ

Обратная сторона медали заключается в том, что профессиональный рекрутер постоянно «продает», причем в обе стороны, компанию кандидату, а кандидата – заказчику (внешнему или внутреннему). Лавирование между двумя берегами куда труднее, чем кажется: нужно владеть профессией, нужно чувствовать нюансы и недосказанность, нужно предугадывать решения. Все это называется – умение разбираться в людях. Не все рекрутеры к этому готовы, особенно с учетом небольшого жизненного и практического опыта.

Экономные руководители, вверяя подбор персонала в руки начинающего рекрутера, незначительно сокращают фонд заработных плат и тем самым ставят под угрозу весь бизнес. Все чаще, потуги книжных рекрутеров находить квалифицированных специалистов, напоминают процесс «решетом воду носят». А ведь рынок труда таков, что рекрутер должен быть «неводом» способным поймать «золотую рыбку» и не упустить ее ни при каких обстоятельствах.

СОВЕТЫ РЕКРУТЕРА

Суровая действительность бизнеса такова, что отделять «зерна от плевел» не понимая разницы между первым и вторым, крайне проблематично. Сколько же людей не получили работу и сколько компаний осталось без квалифицированных специалистов благодаря славным начинаниям юных рекрутеров?! Сотни…тысячи…десятки тысяч? Чем измерять временные, эмоциональные и финансовые потери от некомпетентности и категоричности начинающих рекрутеров, возомнивших себя «входным барьером» на пути в компанию?

Дабы не ворчать впустую, хочу поумничать с пользой. Ведь и сам я когда-то был начинающим перспективным, некомпетентным амбициозным, упрямым настойчивым и пробующим всякую хрень где ни попадя проявляющим творческий подход в любых начинаниях специалистом.

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО* РЕКРУТЕРА:​

  • БУДЬТЕ ДРУЖЕЛЮБНЫ.

«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…». Люди выбирают работодателя, постарайтесь быть убедительными, чтобы выбрали именно Вашу компанию. Все пришедшие на собеседование «понесут информацию» в массы. Помните о «вкусностях» положительного HR-бренда.

  • ПРЕЗЕНТУЙТЕ КОМПАНИЮ КАНДИДАТУ. 

Начните собеседования с краткого рассказа о компании и имеющейся вакансии. Дайте возможность собеседнику адаптироваться к незнакомой обстановке и почувствовать себя в «своей тарелке».

  • ВЕРЬТЕ В ВАКАНСИЮ.

Более 80 % информации человек получает не от сказанных вами слов, а из вашего поведения, манеры держаться, интонаций, мимики, жестикуляции и прочей невербалики. Если вы верите, то явственно демонстрируете свою веру, даже не говоря ни слова. Люди ощущают это и охотнее верят сами.

  • БЕСЕДУЙТЕ НА СОБЕСЕДОВАНИИ.

Не пытайте людей и не допрашивайте их, даже если Вас так и подмывает получить ответ на свой вопрос. Постройте разговор таким образом, чтобы человек сам захотел Вам рассказать то, что Вас интересует.

  • ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ.

Весь мой опыт показывает, что не все люди умеют читать мысли. Хотите что-то узнать о человеке – спросите.

  • БУДЬТЕ В ТЕМЕ.

Подбирая категорийного менеджера, потрудитесь узнать, что такое «ассортиментная матрица». Google Вам в помощь.

  • ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ПРЕДУБЕЖДЕННОСТИ. 

Если перед Вами принц Монако, то он не обязательно должен быть в короне. У его высочества сегодня может быть выходной. Не судите о людях по их внешнему виду.

  • ДАВАЙТЕ ЛЮДЯМ ШАНС.

 Если сомневаетесь в компетенциях соискателя, дайте ему возможность их проявить. Особенно стриптизершам =).

  • ПРОВЕРЯЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ. 

Если кандидат с двумя гуманитарными образованиями косноязычен и делает в анкете десятки ошибок, не сочтите за труд – проверьте у него наличие дипломов об образовании.

  • ИДИТЕ «В ЛЮДИ».

Если Вам нужен продавец, не гипнотизируйте монитор, пройдитесь по магазинам и раздайте свои визитки (листовки).

  • ПИШИТЕ ПИСЬМА.

Коль скоро кандидат дважды не ответил на телефонный звонок, не означает «игнор» или необязательность кандидата. Используйте все доступные каналы коммуникаций: скайп; электронную почту; sms-сообщения; социальные сети; телеграммы и письма!

  • ЗВОНИТЕ В УДОБНОЕ ЛЮДЯМ ВРЕМЯ.

Интересный Вам кандидат продолжает работать? Позвоните ему в 20.00, и он найдет время пообщаться с Вами доверительно и без цейтнота. У Вас закончился рабочий день? Это только Ваши проблемы.

  • ПЛАНИРУЙТЕ И ЗАПИСЫВАЙТЕ.

Всегда приходит время, когда ты не способен помнить и держать в уме все события, факты, встречи, договоренности. Не ждите, когда оно наступит – купите планировщик или планшет=).

  • ЛУЧШЕЕ ВРАГ ХОРОШЕГО. 

Нашли классного специалиста – не гонитесь за звездами. Берите и радуйтесь, ибо всегда есть кто-то круче, но он необязательно ищет работу (не готов работать за предложенные деньги; живет в Бразилии).

  • ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ЕЩЕ.

Хороший специалист – продукт скоропортящийся. Ежели не зачахнет в ожидании Вашего предложения, то будет съеден кем-то из конкурентов.

  • ЧИТАЙТЕ И ЗАНИМАЙТЕСЬ САМООБРАЗОВАНИЕМ.

Толкового рекрутера отличает хорошая эрудиция и понимание бизнес-процессов. Нет времени? Прекращайте гипнотизировать телевизор! Проходите корпоративное обучение и постоянно развивайтесь.

  • НЕ БОЙТЕСЬ ОШИБАТЬСЯ!

Чем больше времени Вы будете заниматься рекрутингом, тем большее количество ошибок Вы совершите. Ошибаются все, «конь о четырех ногах, да спотыкается». Я взялся писать Вам в назидание лишь потому, что большинство своих ошибок, надеюсь, уже совершил.

  • БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ И НАСТОЙЧИВЫ.

Тот факт, что Вы добрались до этого пункта, уже свидетельствует о недюжинном терпении. Хотите быть рекрутером – больше общайтесь с людьми и… перестаньте пялиться в монитор!