Свет в кинозале гаснет. Я все еще чувствую себя в безопасности. Первые секунды «1917» не объявляют, с чем я на самом деле буду иметь дело. Это странно спокойно, хотя в воздухе висит ужас. Проходят следующие минуты, и я думаю: да, это хорошо сделанный фильм. После ночных сцен и финального эпизода, я боюсь пошевелиться, слеза стекает по моему лицу, кресло превращается в опасное лицо, а большой экран - в уникальный кинотеатр!
Так, "1917" Сэма Мендеса - выдающаяся работа? Это зависит от того, как вы подходите к этому, что вы ожидаете. История проста. Фронт во Франции. Мы встречаем двух солдат, которые отличаются по своему характеру и военному опыту. Капрал Шофилд (известный из «Капитана Фантастика», убедивший Джорджа Маккея) хотел бы вернуться в семью. Он сыт по горло бродяжничеством в грязи и постоянным страхом. Медали для него ничего не значат. Младший Блейк (Дин-Чарльз Чэпмен или Король Томмен из «Игры престолов» до неузнаваемости) отличается - он готов драться. Хотя он еще не отмечен травмой, он верит в «военный романтизм». И эти двое получают приказ: они должны пройти через вражеские немецкие линии и предоставить секретное сообщение. В их руках судьба 1600 британцев, включая брата Блейка. Ставки высоки. Время не терпит отлагательства. Люди начинают ходить по земле тьмы.
Вот вам и сценарий скелета, в котором едва ли обрисованы персонажи, и знаменитые эпизодические актеры. Роджер Дикинс, лауреат премии «Оскар» за «Бегущий по лезвию 2049», снова подготовил произведение искусства. Фотографии и освещение - чистое совершенство. Его камера приклеена к Блейку, а Шофилд создает близость, как в венгерском фильме «Сын Саула».
Вы можете почти чувствовать свое сердцебиение и дыхание. Вы также можете чувствовать запах, грязь, пот и усталость. Это создает прочную связь между зрителем и персонажами - их невозможно не поддерживать. Временами ближний план превращается в широкий, создавая впечатление, что все выстрелы были сделаны одним выстрелом - умно помечено (монтажные разрезы почти не видны), но это вызывает отвал челюсти. Кроме того, декорации были настолько реалистичными, что были практически сняты с архивов Первой мировой войны.
Это локации и все виды сценографических элементов - от разрушенных домов («танцующие тени» на их стенах!) до тел лошадей, трупов солдат и ржавой военной техники.
Под видом эффектных технологий нет души и глубины сюжета, и символики одних только сцен недостаточно. Вы правы. Меня больше обидели несколько режиссерских решений, которые не идут рука об руку с логикой. И сейчас я не имею в виду, насколько правдивы исторические реалии (см. Чернокожих в британском подразделении), но тот факт, что правит случайность и краткость, и наш храбрый капрал избегает пуль и ран, как герой из Marvel ... К счастью, другие выполняют свои задачи с удвоенной силой. Это создает огромное напряжение и удерживает вас на краю стула до конца фильма. Пугает.
Вторая мировая война - это тема, которая развлекает кино. Она осталась в ее тени. В первой половине 20-го века «Пути славы» и «Без изменений на Западе» Кубрика (и его римейк) были вершиной демонстрации ада Великой войны. Позже лишь несколько солидных современных телевизионных постановок («Затерянный батальон», «Конец дороги») пытались вернуться к апокалипсису 1914–1918 годов.
Хотя Спилберг отдал дань уважения этим событиям в «Боевом коне», он застрял в невыносимой сентиментальности Голливуда. Мендес платит дань более надежно. Он создает триллер и в то же время поэтический военный кинотеатр, лишенный такого мощного пафоса, как в недавнем «По соображениям совести» Гибсона, направленный к серьезности и близости "Дюнкерка" Нолана. «1917» также имеет личное измерение.
Интересно, что аналогия с «Властелином колец» очевидна (не только потому, что Толкин был на фронте, а Питер Джексон снял документальный фильм «И молодые останутся»). Фродо и Сэм отправились в Мордор, чтобы уничтожить кольцо Саурона. Скофилд и его друг похожи на них. Они также выполняют важную миссию, успех которой зависит от жизни компаньонов, и они также должны идти осторожно, потому что враг не спит - немецкие снайперы могут поднять головы в самый неподходящий момент. Просто пройдите еще несколько километров, цель так близка, солнце гонит черное небо, бомбы замолкают, можно услышать нежный звук леса ...
Театр пронзительного ужаса или, может быть, цирк киношкол? Зрители разделятся на два лагеря. Эта темная «сказка» захватила меня и эмоционально разорвала меня на части - чему также помог Томас Ньюман в его композициях. «1917», вероятно, лучший из «Оскара» и, рядом с «Американской красавицей», самый зрелый фильм Мендеса. Зрелищно напоминает «Спасти рядового Райана» и сжимает его горло сильнее, чем «Дюнкерк», упомянутый выше.