Найти тему
Академия смысла

Почему мир "несправедлив"?

Как часто нам кажется, что все знают как жить, им выдали инструкцию. А нам не везет, везде встречаем несправедливость, существуем в череде случайностей не в нашу пользу: работа не такая, семья могла быть и лучше, да и я сам не такой. Сталкиваемся даже с ощущением, что проживаем не свою жизнь.

Мы также живем в рамках культурных установок и с детства слышали о существовании справедливости. Так говорили родители, об этом читали в сказках.

Ценности также рождают ожидания, неадекватные реальности. Будто бы есть негласный закон, обещающий, что жизнь должна быть счастливой.

Но нет никаких предписанных законов и инструкций. Наше сознание ограничено и не способно заметить факт — мы живем в мире закономерностей, которые и кажутся случайностями, несправедливостью... Человек — это его спираль ДНК, она эволюционно стремится к повторению, к репликации. Поэтому и наше рождение — это закономерность, естественное стечение обстоятельств.

Мы можем думать, что дорожная авария, которая произошла с нами — это несправедливая случайность, но мы находимся в большом городе, где регулярно происходят такие аварии. Даже есть соответствующая статистика.

Причем статистика работает и в сторону, как кажется, несчастных событий, так и в сторону счастливых — кто-то же выигрывает лотереи, срывает куш, становится богатым и знаменитым.

Еще мы думаем, что другие люди поступают несправедливо: сталкиваемся, например, с предательством. Но если знать, что люди всегда остаются людьми, что действуют исходя из своих интересов, то такие рассуждения не так сильно влияют на нас. Мы и сами не замечаем, как «несправедливо» поступаем с другими, когда наши интересы перестают пересекаться с их жизнью, перестаем в них нуждаться.

В процессе обучения мышлению отдельное место занимает навык выявления закономерностей там, где события кажутся случайной несправедливостью.

Какие механизмы мозга использовать, чтобы видеть закономерности и делать видение ситуации более объемным:

1. Помните о влиянии «Эго». Мы неосознанно соотносим события с собой: думаем, что такая несправедливость не могла с НАМИ произойти. Но нежеланные события приходят и в нашу жизнь.

Пока внимание находится на собственном «Эго», мы не видим решения, время уходит не туда. Но, если отодвинуть «Эго», признать, что мы не центр Вселенной, и плохое тоже происходит с нами, тогда появляется шанс собрать больше фактов о проблеме. Уйти от объяснительной модели к метапозиции.

2. Метапозиция. Справившись с «Эго», легче видеть себя со стороны. Теперь задача: сталкиваясь в следующий раз с «несправедливой случайностью», озадачьтесь увидеть закономерность, связь между элементами в реальности.

Начальник вами уже в который раз недоволен, возможно, закономерность в том, что вы ленитесь в работе. Или же внезапно для себя простудились, возможно, накануне пренебрегли теплой одеждой в дождь. Тренируйтесь обнаруживать несколько связей по одной ситуации. Выявив связи, вы снизите их влияние на себя.

3. Наше поведение тоже закономерность, продиктованная работой мозга и обстоятельствами. Сознанием мы не догадаемся, какое количество факторов учитывает мозг при решениях. Банально, но, судьи, будучи сытыми (условия), чаще принимают решения в пользу подсудимого (исследование Дж. Левала и Ш. Данцигер).

В нашей же власти создавать некоторые условия для мозга, в которых он будет по-другому принимать решения. Если, например, сегодня озаботимся цифровым потреблением, то завтра мозг закономерно будет лучше работать, и происходящее не покажется несправедливостью.


Тренируя навык выявления закономерностей, можно быть точнее в расчётах и ломать рамки, в которые нас загоняют социокультурные установки и предубеждения. ⠀

Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления

и на нашем сайте.