Работаешь - плохо, не устережешь домашний очаг. Не работаешь - плохо, станешь неинтересной мужу. Худая - мужик не пёс, на кости не кидается. Пышная - надо худеть, а то муж убежит к худенькой. Нет детей - а часики-то тикают, потом поздно будет. Один ребёнок - а когда за вторым? Трое дочерей - а мальчика когда? Чайлдфри - не выдумывай, как это не хочешь детей, все хотят, ты не думай, ты рожай. Многодетные родители - куда вам столько? Любишь готовить - и охота лучшие годы убивать у плиты? Не любишь готовить - ленивая принцесса. Нравится дача - вот делать нечего на грядках горбатиться. Нету дачи - как же можно без дачи, наши предки так жили и нам завещали. Короткие волосы у женщины - чо ты как мужик. Длинные волосы у парня - чо ты как баба. Не возражаешь против встреч мужа с друзьями - знаем мы тех друзей, налево небось пойдёт. Муж возражает против встреч с подругами - правильно, какие подруги, дома сиди.
Узнали?
Да, это мы. Это наши штампы, клише, паттерны. Вспомните, ведь они идут из детства. Не любящую работу по хозяйству девочку называли белоручкой, прилежного ученика - ботаником, физически слабого - хлюпиком, отличников - зубрилами, а отбившихся от коллектива или норовивших от него отбиться припечатывали свинцовым совдеповским штампом «единоличник». Нас учили быть как все, не выделяться, ставить свои интересы ниже интересов общества и коллектива. В нашей генной прошивке заложено оценочное суждение. И заметьте, именно с негативной окраской.
А ведь есть же такая прекрасная вещь, как безоценочное мышление. Именно оно позволяет делать выводы о человеке широко, не навешивать ярлыки, не злословить. Просто позволять человеку быть таким, какой он есть, таким его и принимать. Но нас этому увы не учили.
Впрочем, позвольте. Нас ведь и счастливыми быть не учили. Все эти «не для радости, а по совести» и прочее. Может быть у нас поэтому столько несчастливых людей?
Не верите? Да вы просто почитайте комментарии в Дзене.