Найти тему
Childrens Blog

Развитие ребёнка от 0 до 3 лет

Оглавление

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О.Уальд)

Развитие ребенка на первом году жизни

Для всех родителей рождение ребенка – это долгожданный, радостный, но, в то же время, очень тревожный момент. Каким будет малыш? Как он будет развиваться? Будет ли он здоров? Эти вопросы возникают у всех мам и пап независимо от их возраста, образования и благосостояния, поэтому важно иметь общее представление об этапах развития ребенка до года по месяцам.   Вот как проходит развитие ребенка младенческого возраста по месяцам.  

0 – 1 месяц:

Малыш пытается поднимать и удерживать голову, лежа на спине;

  • концентрирует взгляд и следит за движущимся объектом (человеком или предметом); 
  • положительно относится к приему пищи; 
  • успокаивается, когда ребенка берут на ручки или кормят; 
  • реагирует на световые, шумовые и тактильные раздражители; 
  • продуцирует голосовые шумы, визги; 
  • прислушивается к голосу взрослого, звучащим игрушкам.

1 – 3 месяца:

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
  • Ребенок поворачивает и удерживает голову, лежа на спине и сидя на руках у взрослого; 
  • выполняет движения руками и ногами (сгибает, разгибает, вытягивает); 
  • концентрирует взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого; 
  • следит за передвигающимся объектом;
  • пытается захватывать предметы, находящиеся в поле его зрения; 
  • рассматривает свои руки; 
  • улыбается, гулит (произносит звуки и их сочетания, например, агу, а-а-а, бу-у и др.); 
  • прислушивается к голосу взрослого, музыке, звучащим игрушкам и реагирует на них. 

3-6 месяцев: 

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
  • Ребенок поднимает голову и верхнюю часть туловища, лежа на животе;
  • переворачивается с живота на спину и наоборот; 
  • подползает к предмету;
  • при поддержке взрослого опирается ступнями на твердую поверхность; 
  • концентрирует взгляд на неподвижных объектах; 
  • следит за передвигающимися людьми и предметами;  поворачивает голову в разные стороны; 
  • захватывает, рассматривает, ощупывает предметы, находящиеся в поле зрения; 
  • улыбается и смеется в ответ на голос родителей, при виде яркой игрушки; 
  • рассматривает свои руки и лицо взрослого; 
  • узнает знакомых взрослых, испытывает радость от взаимодействия с ними, пытается подражать их действиям; 
  • лепечет (произносит сочетания звуков, типа, ба-ба, па-па, да-да и др.); 
  • реагирует на голос взрослого, музыку и звучащие игрушки. 

6 – 9 месяцев:

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
  • Малыш ползает, прочно стоит на твердой поверхности при наличии опоры, ходит при поддержке за обе руки; 
  • пьет с чашки, ест с ложки; 
  • играет с другими детьми; 
  • активно действует с окружающими предметами, попадающими в поле его зрения; 
  • эмоционально реагирует на знакомых и незнакомых взрослых, проявляет инициативу в общении с ними, эмоционально реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих желаний и потребностей (плачет, смеется, кричит);
  • заинтересовывается своим отражением в зеркале; 
  • активно действует с предметами (бросает, стучит, перекладывает, кусает и др.); 
  • выполняет по просьбе взрослого доступные поручения (например, дай, посмотри и т.д.); 
  • ориентируется в пространстве (поворачивается, смотрит, показывает пальчиком в сторону предметов, людей); 
  • внимательно следит за действиями окружающих взрослых, повторяет за ними отдельные звуки, слоги, передает интонацию; 
  • эмоционально реагирует на музыку и звучащие игрушки. 

9 – 12 месяцев:

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
  • Ребенок прочно стоит без опоры, ползает, поднимается, приседает, наклоняется, делает несколько шагов без поддержки;
  • держит чашку, ложку, пьет из чашки, старается кушать самостоятельно;
  • выступает инициатором при общении со взрослыми людьми;
  • различает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • узнает себя и родных в зеркале, на фотографиях;
  • эмоционально реагирует на свои успехи и неудачи, на удовлетворение и неудовлетворения желаний; 
  • стремится все делать самостоятельно; 
  • совершает различные действия с окружающими предметами (складывает игрушки, нанизывает кольца на стержень, прокатывает мяч и т.д.); 
  • рассматривает картинки;
  • слушает, как читают родители;
  • подражает действиям взрослых; произносит первые слова (например, мама, дай, на, баба, дедя и др.);
  • называет себя по имени;
  • показывает на своих пальчиках сколько ему лет;
  • пытается танцевать, подпевать;
  • с удовольствием слушает музыку.
Наблюдайте за развитием своего ребенка и радуйтесь его достижениям, ведь до года происходят самые большие и стремительные изменения, благодаря которым младенец делает первые шаги и начинает познание мира вокруг!  

Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй год жизни их ребенка, который знаменуется завершением младенчества. Наступает новый период в психофизическом развитии ребенка, который носит название ранний возраст. Данный возрастной период отмечается качественными и количественными изменениями, происходящими с малышом. Знание этих изменений поможет каждому родителю ориентироваться в вопросах развития и быть уверенным, что с ребенком все хорошо.

Развитие ребенка от 1 до 2 лет

Физическое развитие ребенка 1 - 2 лет.

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html

 Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 1 - 2 лет.

  • Ребенок 1 - 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей;
  • эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.);
  • проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.);
  • вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.);
  • имеет представление о своем внешнем виде. 

Познавательное развитие ребенка 1 - 2 лет:

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
  • Малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах;
  • собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку;
  • ориентируется в двух формах, например, шар и куб;
  • экспериментирует с песком, водой, камнями;
  • пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»;
  • знает три-четыре цвета;
  • ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот - маленький;
  • выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.;
  • начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.);
  • выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.;
  • называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»);
  • рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников;
  • в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то;
  • начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый);
  • различает «много» и «один» предметов; знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления. 

Речевое развитие ребенка 1 - 2 лет.

  • Ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»),   «дай ка» («дай камень»),  и другое;
  • соотносит слова с предметами, людьми и действиями.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики у детей, которое тесно связано с речью.

Художественно-творческое развитие ребенка 1 - 2 лет.

  • Ребенок с удовольствием выполняет танцевальные действия и меняет их в зависимости от темпа, тональности и ритма, звучащей музыки;
  • эмоционально тонированно подпевает;
  • повторяет за взрослым человеком музыкально-ритмические движения танца, например, «ладушки-ладушки», «шарики- фонарики» и другое;
  • его внимание привлекают яркие цвета, одежда, игрушка; 
  • начинает пользоваться в своем творчестве карандашом, мелками, фломастером, исходя из их функционального предназначения (рисует линии в разном направлении, заполняя все пространство листа бумаги);
  • строит простые постройки из строительного материала или конструктора.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.  

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html

Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого.

В период от 2 до 3 лет:

  • ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
  • бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
  • ловит мяч двумя ручками;
  • подражает действиям взрослого;
  • выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет.

  • Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
  • эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
  • проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
  • у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);
  • имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
  • одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.

Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет

https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
https://opcyar.ru/articles/important/baby-0-3.html
  • Малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
  • ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
  • различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
  • собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 - 8 колец и четырехсоставную матрешку;
  • подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
  • складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
  • находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
  • складывает несложный узор из мозаики;
  • понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
  • свободно ориентируется в знакомом помещении;
  • пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
  • замечает изменения в погоде и называет их;
  • активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.

Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет

  • Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
  • узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;
  • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
  • называет предметы, действия, качества;
  • использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
  • вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
  • рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
  • повторяет слова и фразы за взрослым.

Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет

  • Ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
  • быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения; повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
  • одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
  • понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
  • использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
  • создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);
  • проявляет желание творить вместе с взрослым.