Рано или поздно вирус уйдет. Но не сразу исчезнут те травмы психологического или даже психического свойства, которые получают сейчас миллионы людей. Поэтому сегодня наряду с традиционными и понятными каждому мерами предосторожности необходимо обращаться к тем средствам, которые, увы, не привычны огромному количеству людей, — к искусству и, в частности, к классической музыке. Великие гармонии и музыкальные вибрации гениев лежат на полке и ждут, когда к ним за помощью придут миллионы людей.
Мир классической музыки обладает огромной силой психологического и лечебного воздействия. Произведения гениев — не просто украшение жизни, а воздух, жизненное пространство. Сами творцы этой музыки жили на планете очень нелегкой жизнью. Для них был тяжел контраст между обыденностью, суетой и той грандиозной вселенской музыкой, которую транслировал им Космос. Но их музыка, записанная земными нотами на земной нотной бумаге для земных ушей и сердец, победила.
Сегодня я хочу предложить список музыкальных произведений, которые могут помочь обрести равновесие, гармонию и свет.
В условиях потери жизненного равновесия очень важной становится высоко гармоническая и равновесная музыка гения итальянского барокко Арканджело Корелли — и, прежде всего, его 12 кончерто гроссо.
В отличие от И. С. Баха и Антонио Вивальди, он и его музыка никогда не были забыты. Бах вернулся на Землю через сто лет после смерти, Вивальди — через 200. Но Корелли долгое время был композитором для композиторов. Он тайно влиял на всю последующую музыку. Перед ним преклонялись все последующие музыкальные гении. Но... поскольку его музыка — образец абсолютной гармонии и равновесия, лишенная эмоционального возбуждения, казалось, она навсегда останется историческим явлением и не более. Корелли был ценителем и собирателем картин великих мастеров. И его музыка, как никакая другая, построена по законам золотого сечения (божественной пропорции).
Следующим композитором, который дарует великую гармонию, является Георг Фридрих Гендель. Не случайно он похоронен в Вестминстере, рядом с королями и сэром Исааком Ньютоном. Его музыкальные заслуги признаны так же, как научные заслуги Ньютона. Его величие было не меньшим, чем величие королей, которые стремились с ним дружить и никогда не воспринимали его слугой. Только на равных. За что?
Слушайте 12 кончерто гроссо Генделя. В них такая же по силе гармония, как в музыке Корелли. Но больше аффекта, поскольку он был необычайно жизнерадостным, успешным, богатым и энергичным человеком. Есть люди, которые не признают никого выше Корелли. Они полагают, что музыка после Корелли стала более земной. Но поклонники Генделя утверждают, что его произведения продиктованы любовью, что в них мы слышим подтверждение красоты и могущества человека.
Теперь перейдем от музыки барокко к классицизму.
Самое радостное и энергичное творение в музыке прошлого — оратория венского классика Йозефа Гайдна «Сотворение мира». Радость, которую даруют произведения Гайдна, не сравнима ни с какой другой. Невероятно добрый, светлый (может быть, самый светлый в истории музыки) человек. Это проявилось в его 12 лондонских симфониях — они сочетают в себе любовь, чувство юмора, совершенство легкости и обаяния.
«Сотворение мира» лучше всего слушать в исполнении под управлением Леонарда Бернстайна. Его энергия и чувство юмора равно гайдновскому. Гайдн — великий венский классик. Это значит, что он, как и два других венских классика — Моцарт и Бетховен, — верил в торжество разума.
Из романтиков рекомендую Франца Шуберта и его симфонию Си-бемоль мажор.
Шуберт преклонялся перед Моцартом, но это было уже иное время. И, сохранивши моцартовский свет, Шуберт соединил это с романтическим чувством. Неповторимость Шуберта в том, что он никогда не слышал свою музыку исполненной перед публикой. В результате писал для себя и для узкого круга своих друзей. Отсюда абсолютная особенность его произведений. Чувство, что он общается напрямую с рядом сидящим слушателем. Его музыка обладает огромной очищающей силой.