В своё время, как мне помнится, именно Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что литература – это более жизнь, чем сама жизнь.
А теперь неожиданно перейдём к ФЭНТАЗИ. Ведь это тоже – литература и далеко не всегда – макулатура.
Посмотрим, как определяет ФЭНТАЗИ Википедия:
Фэнтези, (также фэнтази, фэнтэзи, фентези) (англ. fantasy - «фантазия») - жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Сформировался в начале XV века. С середины XX века значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин. [На этого джентльмена обратим внимание пристально].
Взято из: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фэнтези
Не правда ли звучит заманчиво и многообещающе! А главное – лживо. Нет более тонкой и изощрённой лжи, чем смешать 50% правды и 50% лжи.
А вот другое определение из другого источника:
«У этого термина существуют и другие значения, см. Fantasy.
Фэнтези [1] (от англ. fantasy - «фантазия») – жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин [2].
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки.
Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей.
В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтази – это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся)».
Взято из: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7146
Далее в цитате приводятся в виде содержания (переход по гиперссылке) где это самое фэнтази применяется, используется, имеется, что само по себе ОЧЕНЬ любопытно, поскольку фэнтази – это не жанр, это своего рода вселенная во вселенной:
«Содержание
• 1 Литература
• 2 Кинематограф
• 3 Телевизионные сериалы
• 4 Ролевые игры
• 4.1 Настольные ролевые игры
• 4.2 Ролевые игры живого действия
• 5 Живопись
• 6 Музыка
• 7 Архетипы фэнтези
• 7.1 Фэнтезийные расы
• 7.2 Тьма и Свет
• 7.3 Квест
• 8 Классификация
• 8.1 Сюжетно-тематический принцип
• 8.1.1 Эпическое фэнтези
• 8.1.2 Тёмное фэнтези
• 8.1.3 Мифологическое фэнтези
• 8.1.4 Мистическое фэнтези
• 8.1.5 Романтическое фэнтези
• 8.2 Мифологический и национальный колорит
• 8.2.1 Используемые мифологии
• 8.2.1.1 Славянское фэнтези
• 8.2.1.2 Скандинавское фэнтези
• 8.3 Время и место действия
• 8.3.1 Историческое фэнтези
• 8.3.2 Городское фэнтези
• 8.4 Аксеологическая плоскость
• 8.4.1 Героическое фэнтези
• 8.4.2 Юмористическое фэнтези и пародии
• 8.5 Мировоззренческое начало
• 8.5.1 Научное фэнтези
• 8.5.2 Технофэнтези
• 8.5.3 Христианское или сакральное фэнтези
• 8.5.4 Философский боевик
• 8.6 Адресат произведения
• 8.6.1 Детское фэнтези
• 8.6.2 Женское фэнтези
• 8.7 Прочие
• 8.7.1 Детективное фэнтези
• 8.7.2 Магический реализм
• 8.7.3 Игровое фэнтези
• 8.7.4 Эротическое фэнтези
• 9 Формы
• 9.1 Поэзия фэнтези
• 9.2 Драматургия фэнтези
• 10 См. также
• 11 Примечания
• 12 Литература
• 13 Ссылки»
Ссылка на источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7146
Кстати сказать, по поводу содержания: вот христианское фэнтази есть, а фэнтази других религиозных направлений? Пока только Виктор Пелевин в фэнтази в стиле философии буддизма писал. А вернее - чань-буддизма. "Чапаев и Пустота" - как пример.
Много споров о том, чем отличается фэнтази от фантастики. Мнение основное такое – отличается тем, что в основе фэнтази – магия, гоблины, тролли и всякое такое, а вот фантастика – имеет исключительно техническую подложку.
Тут можно сослаться на сайты: http://heaclub.ru/chem-otlichaetsya
и на: http://fb.ru/article/103102/chem-otlichaetsya
Однако спорно это, спорно. Посмотрим на начало данного материала: …более, чем сама жизнь!!!
А на счёт технической основы читай моё определение:
http://www.proza.ru/2016/09/19/1291, где сказано: «Магия - это всего на всего технология с забытыми (или скрытыми) механизмами». И далее – по тексту.
То есть от технической составляющей и в фэнтази не уйти. Основа то одна.
А если посмотреть внимательно, по факту ВСЯ литература – это и есть фэнтази.
Взять «Войну и мир» графа Льва Николаевича Толстого. Ну, там есть хоть слово истинной исторической правды? Ведь в основном измышления графа. Его философское видение того, что он сам же и сконструировал.
Гений, что там. Завернул в историческую обёртку огромную конфету своих фантазий на заданную тему…
И так по факту везде и во всём. Только документальная проза может претендовать на толику истинности. Если цензуре не была подвержена.
Так что вся литература – это одно сплошное фэнтази.
Но вся литература развивается по одним и тем же законам. И она вся насквозь мифична. А как писал величайший философ ХХ века - А.Ф. Лосев, миф можно понять только из самого мифа. И никак иначе.
Важнейшей стороной фэнтази, правда далеко не во всех случаях, является трансляция информации, которая иным путём транслироваться не может. А явить миру её нужно. Но автор должен обезопасить себя.
Ярким примером такой трансляции является Александр Бушков и его цикл повестей о Свароге.
Далее каждый волен поразмышлять. И вспомнить!
С уважением,