Найти тему

ФЭНТАЗИ. ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ

Портал
Портал

       В своё время, как мне помнится, именно Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что литература – это более жизнь, чем сама жизнь.

Великий литературный критик
Великий литературный критик


А теперь неожиданно перейдём к ФЭНТАЗИ. Ведь это тоже – литература и далеко не всегда – макулатура.

-3


       Посмотрим, как определяет ФЭНТАЗИ Википедия:

       Фэнтези, (также фэнтази, фэнтэзи, фентези) (англ. fantasy - «фантазия») - жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Сформировался в начале XV века. С середины XX века значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин. [На этого джентльмена обратим внимание пристально].
       Взято из: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фэнтези

Вот она новая идеология бриттов
Вот она новая идеология бриттов

       Не правда ли звучит заманчиво и многообещающе! А главное – лживо. Нет более тонкой и изощрённой лжи, чем смешать 50% правды и 50% лжи.

       А вот другое определение из другого источника:

       «У этого термина существуют и другие значения, см. Fantasy.
Фэнтези [1] (от англ. fantasy - «фантазия») – жанр  фантастической литературы, основанный на использовании  мифологических и сказочных мотивов.
       В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин [2].

И опять Толкиен. Как шикарно издана книга. Да, это ж-ж-ж - не спроста!
И опять Толкиен. Как шикарно издана книга. Да, это ж-ж-ж - не спроста!

       Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Вполне сверхъестественное существо
Вполне сверхъестественное существо

       Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки.

Да, объяснять здесь и не нужно...
Да, объяснять здесь и не нужно...

       Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей.

Дракон однако
Дракон однако

       В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.

Эльфы всякие...
Эльфы всякие...

       Фэнтази – это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных  и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся)».

       Взято из: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7146

Фильм Тор 2: царство тьмы. А что - красиво...
Фильм Тор 2: царство тьмы. А что - красиво...

      Далее в цитате приводятся в виде содержания (переход по гиперссылке) где это самое фэнтази применяется, используется, имеется, что само по себе ОЧЕНЬ любопытно, поскольку фэнтази – это не жанр, это своего рода вселенная во вселенной:

Вот такая вот Вселенная...
Вот такая вот Вселенная...

«Содержание
• 1 Литература
• 2 Кинематограф
• 3 Телевизионные сериалы
• 4 Ролевые игры
• 4.1 Настольные ролевые игры
• 4.2 Ролевые игры живого действия
• 5 Живопись
• 6 Музыка
• 7 Архетипы фэнтези
• 7.1 Фэнтезийные расы
• 7.2 Тьма и Свет
• 7.3 Квест
• 8 Классификация
• 8.1 Сюжетно-тематический принцип
• 8.1.1 Эпическое фэнтези
• 8.1.2 Тёмное фэнтези
• 8.1.3 Мифологическое фэнтези
• 8.1.4 Мистическое фэнтези
• 8.1.5 Романтическое фэнтези
• 8.2 Мифологический и национальный колорит
• 8.2.1 Используемые мифологии
• 8.2.1.1 Славянское фэнтези
• 8.2.1.2 Скандинавское фэнтези
• 8.3 Время и место действия
• 8.3.1 Историческое фэнтези
• 8.3.2 Городское фэнтези
• 8.4 Аксеологическая плоскость
• 8.4.1 Героическое фэнтези
• 8.4.2 Юмористическое фэнтези и пародии
• 8.5 Мировоззренческое начало
• 8.5.1 Научное фэнтези
• 8.5.2 Технофэнтези
• 8.5.3 Христианское или сакральное фэнтези
• 8.5.4 Философский боевик
• 8.6 Адресат произведения
• 8.6.1 Детское фэнтези
• 8.6.2 Женское фэнтези
• 8.7 Прочие
• 8.7.1 Детективное фэнтези
• 8.7.2 Магический реализм
• 8.7.3 Игровое фэнтези
• 8.7.4 Эротическое фэнтези
• 9 Формы
• 9.1 Поэзия фэнтези
• 9.2 Драматургия фэнтези
• 10 См. также
• 11 Примечания
• 12 Литература
• 13 Ссылки»

        Ссылка на источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7146

Гениальная книга
Гениальная книга

        Кстати сказать, по поводу содержания: вот христианское фэнтази есть, а фэнтази других религиозных направлений? Пока только Виктор Пелевин в фэнтази в стиле философии буддизма писал. А вернее - чань-буддизма. "Чапаев и Пустота" - как пример.

Чань-буддизм...
Чань-буддизм...

Много споров о том, чем отличается фэнтази от фантастики. Мнение основное такое – отличается тем, что в основе фэнтази – магия, гоблины, тролли и всякое такое, а вот фантастика – имеет исключительно техническую подложку.
       Тут можно сослаться на сайты: http://heaclub.ru/chem-otlichaetsya

       и на: http://fb.ru/article/103102/chem-otlichaetsya

Техническая подложка в виде космокорабля...
Техническая подложка в виде космокорабля...

Однако спорно это, спорно. Посмотрим на начало данного материала: …более, чем сама жизнь!!!

А на счёт технической основы читай моё определение:

http://www.proza.ru/2016/09/19/1291, где сказано: «Магия - это всего на всего технология с забытыми (или скрытыми) механизмами». И далее – по тексту.

Чистая магия
Чистая магия

То есть от технической составляющей и в фэнтази не уйти. Основа то одна.

Это  образец компьтерной игры и почему-то "техномагия". Ну уже то, что замешен ПК - уже значит техномагия. Но это - забавно. Но это данность.
Это образец компьтерной игры и почему-то "техномагия". Ну уже то, что замешен ПК - уже значит техномагия. Но это - забавно. Но это данность.

А если посмотреть внимательно, по факту ВСЯ литература – это и есть фэнтази.

        Взять «Войну и мир» графа Льва Николаевича Толстого. Ну, там есть хоть слово истинной исторической правды? Ведь в основном измышления графа. Его философское видение того, что он сам же и сконструировал.

Война значит и мир...
Война значит и мир...

        Гений, что там. Завернул в историческую обёртку огромную конфету своих фантазий на заданную тему…

Очень даже символично
Очень даже символично

        И так по факту везде и во всём. Только документальная проза может претендовать на толику истинности. Если цензуре не была подвержена.

        Так что вся литература – это одно сплошное фэнтази.

Фэнтази и ещё раз фэнтази
Фэнтази и ещё раз фэнтази

        Но вся литература развивается по одним и тем же законам. И она вся насквозь мифична. А как писал величайший философ ХХ века - А.Ф. Лосев, миф можно понять только из самого мифа. И никак иначе.

Книга А.Ф. Лосева. На мой взгляд - гениальная.
Книга А.Ф. Лосева. На мой взгляд - гениальная.

Лосев и об этом писал
Лосев и об этом писал

        Важнейшей стороной фэнтази, правда далеко не во всех случаях, является трансляция информации, которая иным путём транслироваться не может. А явить миру её нужно. Но автор должен обезопасить себя.

Прямая трансляция
Прямая трансляция

        Ярким примером такой трансляции является Александр Бушков и его цикл повестей о Свароге.

Цикл о Свароге. Не прямая трансляция
Цикл о Свароге. Не прямая трансляция

Летающий остров
Летающий остров

        Далее каждый волен поразмышлять. И вспомнить!

Пожалуй, что так
Пожалуй, что так

С уважением,

Проф. М.В. Орешкин, выступивший в роли литературного критика
Проф. М.В. Орешкин, выступивший в роли литературного критика