Найти тему
Золото и технологии

Тенденции использования минерально-сырьевого потенциала в зоне ФАД «Колыма»

Важнейший элемент Стратегии развития минерально-сырьевой базы (МСБ) РФ до 2035 г. и формирования минерально-сырьевого комплекса (МСК) регионов Магаданской области и прилегающих районов Республики Саха-Якутия (РСЯ) — оптимальное использование имеющегося минерально-сырьевого потенциала [1, 2]. В этом обширном регионе необходимо выделить те территории, которые обеспечивают эффективное промышленное и социальное развитие экономики. Такие территории по существу могут стать новыми центрами экономического роста не только рассматриваемой территории, но и Дальневосточного федерального округа РФ (ДФО) и страны в целом. Новые горнорудные районы в последние годы становятся важнейшим элементом Стратегии освоения и воспроизводства МСБ регионов Востока России. Именно для развития МСБ, для детализации и расширения перспектив в этих регионах целесообразна в ближайшее время концентрация основных средств федерального бюджета и частных инвестиций [2].

А.В. Волков — главный научный сотрудник, заведующий лабораторией Геологии рудных месторождений ИГЕМ РАН, д.г.-м.н.
А.Л. Галямов — старший научный сотрудник лаборатории Геологии рудных месторождений ИГЕМ РАН, к.г.-м.н.

Введение

В предыдущих публикациях было показано, что для экономики Российской Федерации и особенно для ее Восточных регионов состояние и развитие транспортно-коммуникационных сетей (ТКС) имеет исключительное значение, поскольку наряду с другими инфраструктурными отраслями ТКС обеспечивает базовые условия процветания общества, служит важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей [3, 4]. Таким образом, ТКС — это важнейшая часть производственной инфраструктуры, а её развитие — одна из приоритетных задач государства [3–11].

В условиях глобального рынка перспективное промышленное развитие субъектов ДФО определяется уникальностью минерально-сырьевых инвестиционных проектов (МСИП) и/или доминирующим участием государства в их реализации. Система федеральных и региональных льгот могла бы нивелировать низкую привлекательность большинства МСИП в рассматриваемых регионах. Так, по данным официальной статистики, сегодня на выпуск единицы товарной продукции в ДФО расходуется энергии в 1,5 раза больше, чем в среднем по России, в 3 раза больше, чем в США и в 4,5 раза больше чем в Европе. В связи с этой диспропорцией наблюдается дефицит инвестиций в МСК региона, несмотря на высокие рыночные цены на минеральное сырье [11].

В статье выполнен анализ тенденций использования минерально-сырьевого потенциала стратегических видов минерального сырья в зоне ФАД (Федеральная автомобильная дорога) «Колыма», как основы для дальнейшего оптимального развития транспортно-коммуникационных сетей. В обзоре в соответствии с методическим подходом [3, 4] показано место Магаданской области и прилегающих районов РСЯ в ТКС России (см. ниже); рассмотрены пути развития МСК и ТКС в зоне ФАД «Колыма», которая расположена в пределах Северного географо-экономического пояса [3, 4] и приведены авторские экспертные оценки.

Краткая история развития ТКС Магаданской области

Промышленное освоение Колымы началось с 30-х годов прошлого века, чему способствовало открытие на этих территориях богатейших запасов природных ископаемых, в том числе золота, серебра, олова, урана. В первую очередь встал вопрос о доставке грузов вглубь территории. Рассматривались варианты строительства узкоколейных железных и автомобильных дорог. Были построены отдельные участки железных дорог (Магадан — Палатка, лесовозная узкоколейная дорога в Магадане и его окрестностях, Тасканская узкоколейная железная дорога, на руднике «Бутугычак», на угольных шахтах в окрестностях пос. Аркагала, Таскан — Эльген-уголь). Однако с течением времени выяснилось, что в условиях вечной мерзлоты и низких отрицательных температур содержание и эксплуатация железных дорог экономически невыгодны и не оправдывают ни материальных, ни людских затрат. Поэтому было принято решение строить автомобильные дороги [12].

Природно-климатические особенности местности обусловили дорожное строительство в регионе. В основном дороги строили по старым оленьим и гужевым тропам, проложенным коренными жителями и первопроходцами. Таким образом, опорная сеть автомобильных дорог была построена к концу 50-х годов прошлого столетия. В 1933 году началось строительство морского торгового порта — главного стратегического объекта ТКС на территории области, который и по сей день — главные ворота Колымы, принимающие народно-хозяйственные грузы. В 1966 году было завершено строительство Магаданского аэропорта. На сегодняшний день международный аэропорт Магадан — крупнейший на северо-востоке России — практически единственный транспортный узел, служащий для перевозки населения области и срочных грузов.

В процессе активного освоения Колымы (1960–1990-е годы) объекты транспортной инфраструктуры интенсивно эксплуатировались. Во время перестройки 90-х гг. из-за недостатка финансовых средств многие из них не поддерживались на должном уровне и теперь требуют восстановления.

Место Магаданской области и прилегающих районов РСЯ в ТКС России

Выполненный ранее анализ [4] позволил экспертным путем ранжировать территорию РФ по состоянию и относительному уровню развития ТКС. Как показано на рисунке 1, всего на территории страны выделены три уровня развития ТКС: высокий, средний и низкий. Европейскую часть России, включая Южный и Центральный Урал (рис. 1), можно отнести к территории с высоким уровнем ТКС (первая группа). ТКС среднего уровня (вторая группа) частично обладают субъекты Уральского Федерального округа, а также Южной части Сибири и Дальнего Востока (рис. 1). К территории с низким уровнем ТКС (третья группа) можно отнести практически 50 % территории страны (рис. 1). Кроме того, на карте вынесены ареалы развития так называемой «очаговой» ТКС, к которым отнесены: Норильский район Красноярского края, Чаунский район Чукотского АО и зона, охватываемая ФАД «Колыма» в Магаданской области и прилегающих районах РСЯ (рис. 1).


Рис. 1.  Распределение крупных и суперкрупных месторождений стратегических видов минерального сырья на территории России; уровень состояния и развития ТКС. Рисунок составлен с использованием ГИС. 
Условные обозначения. Уровень состояния и развития ТКС: 1 — высокий; 2 — средний; 3 — низкий. Крупные месторождения стратегических видов минерального сырья: 4 — алмазов; 5 — благородных металлов; 6 — меди (Cu-Mo-порфировые и др.); 7 — свинцово-цинковые; 8 — цветных металлов (Ni, Co, Al, W, Sn и др.); 9 — РЗЭ; 10 — железорудных; 11 — радиоактивных металлов; 12 — ФАД Колыма; 13 — ж/д;  14 — район экспедиции по проекту в 2019 г.
Рис. 1.  Распределение крупных и суперкрупных месторождений стратегических видов минерального сырья на территории России; уровень состояния и развития ТКС. Рисунок составлен с использованием ГИС.  Условные обозначения. Уровень состояния и развития ТКС: 1 — высокий; 2 — средний; 3 — низкий. Крупные месторождения стратегических видов минерального сырья: 4 — алмазов; 5 — благородных металлов; 6 — меди (Cu-Mo-порфировые и др.); 7 — свинцово-цинковые; 8 — цветных металлов (Ni, Co, Al, W, Sn и др.); 9 — РЗЭ; 10 — железорудных; 11 — радиоактивных металлов; 12 — ФАД Колыма; 13 — ж/д;  14 — район экспедиции по проекту в 2019 г.

Транспортная инфраструктура в Магаданской области развита недостаточно. Ее фундамент — ФАД «Колыма» — ключевое связующее звено между Магаданом и Якутией, а для северо-восточных районов РСЯ — это единственный путь выхода к Охотскому морю. Протяженность дороги — более двух тысяч километров, из которых 834 км проходит по территории Магаданской области и более 1200 км — по Якутии. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории области составила на 1 января 2016 года 2892 км, в том числе: протяженность дорог общего пользования 1863 км, региональных и межмуниципальных дорог — 1029 км [13].

В 2015 году начато строительство первого участка автомобильной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь», которая позволит обеспечить автомобильное сообщение Магаданской области с Чукотским автономным округом и будет способствовать развитию автомобильного сообщения на Cеверо-Востоке области (Омсукчанский и Северо-Эвенский районы) [13] . Вместе с тем значительная часть территории области не осваивается из-за транспортной недоступности.

Важнейший объект транспортной инфраструктуры Магаданской области — аэропорт «Магадан», который обеспечивает устойчивое функционирование воздушного транспорта и доступность авиационных услуг для населения. Помимо этого, аэропорт «Магадан» расположен в фокусе двух главных секторов Азиатско-Тихоокеанского региона, в узле пересечения множества кратчайших трасс, соединяющих Америку с Восточной Азией, с Австралией и является наиболее целесообразным для осуществления промежуточных технических посадок на длинных авиатрассах [13]. Для более полного и эффективного подключения аэропорта «Магадан» к международному и внутреннему рынку авиационных услуг, расширении географии полетов, включая все субъекты ДФО, повышения качества обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей проводится реконструкция и техническое оснащение аэропорта. Проведение реконструкции аэропорта «Магадан» позволило осуществлять прием и обслуживание современных широкофюзеляжных экономичных и комфортабельных воздушных лайнеров.

Морской транспорт имеет важнейшее значение в транспортной схеме доставки грузов в Магаданскую область. Около 90 % ввозимых грузов на территорию области, в том числе 100 % твердого, жидкого топлива, тяжёлой техники и строительных материалов поступает через морской порт «Магадан» [13].

На территории действуют все современные виды связи. В 2015 году в Магаданской области началась реализация проекта строительства волоконно-оптической линии связи «Камчатка-Сахалин-Магадан». Волоконно-оптический кабель протяженностью около 2 тыс. км проложен по дну Охотского моря. Общая максимальная пропускная способность системы — 400 Гбит/с на каждое направление (с возможностью расширения до 8 Тбит/с). Планируемый результат: создание телекоммуникационного комплекса, включающего в себя сеть волоконно-оптических линий связи протяженностью 3 тыс. км, относящихся к волоконно-оптическим системам передачи нового поколения DWDM с пропускной способностью 10,92 Тбит/сек и сети башен связи, расположенных вдоль автомобильных дорог. Первая очередь: вдоль Оймяконской автодороги Кюбюме–Томтор–Куранах-Сала– Кадыкчан протяженностью — 430 км и вдоль Тенькинской автодороги Большевик–Омчак–Усть-Омчуг– Палатка протяженностью — 470 км. Вторая очередь: вдоль автодороги «Колыма» через населенные пункты Якутск–Нижний Бестях–Хандыга– Кюбюме–Усть-Нера–Артык–Кадыкчан– Большевик–Сусуман–Дебин–Атка– Палатка–Магадан протяженностью 2100 км, в том числе 1250 км по Республике Саха (Якутия) и 850 км по Магаданской области. [13].

Анализ материалов Дальневосточных и Забайкальских экономических форумов показывает, что надежды администраций субъектов ДФО и СФО связаны с глобальными проектами развития инфраструктуры — строительством «трансконтинентальной» железной дороги, вторым выходом БАМа к Тихому океану, развитием сети автомобильных дорог, трубопроводов, энергетики. Предполагается, что в этом случае резко возрастет эффективность освоения всей имеющейся в этих регионах МСБ [3, 4].

Альтернативным направлением в формирования ТКС, по нашему мнению, для освоения МСБ в новых горнорудных регионах может быть развитие «очаговой» инфраструктуры [14, 15]. Примеры последней — реализованные еще в советские годы Магаданская и Норильская очаговые ТКС (рис. 1) и развивающаяся в настоящее время Чаунская очаговая ТКС. Очаговая ТКС заключается в строительстве морского порта и развитие подводящих к нему автодорог, связывающих порт с горнодобывающими предприятиями (см. раздел выше).

Таким же путем в последние годы идут трансконтинентальные горнопромышленные корпорации, осваивающие крупные месторождения штата Аляски и Севера Канады, а также в сырьевых Южно-Американских странах (Перу, Эквадор, Мексика, Чили). Например, всю продукцию крупнейшего в мире полиметаллического рудника Ред Дог (штат Аляска), имеющего большое влияние на мировой рынок цинка, успевают вывезти в течение 3-х месяцев навигации в Чукотском и Беринговом морях [16].

Планирование ТКС для развития МСК Магаданской области и прилегающих районов РСЯ (в зоне ФАД «Колыма»)

В предыдущих публикациях мы показали, что инвестиции в ТКС — главный фактор развития минерально-сырьевого комплекса (МСК) во всем мире, а отсутствие необходимой ТКС служит основным препятствием для развития горнодобывающей промышленности [3]. Неразвитость ТКС — непреодолимый барьер для быстрого освоения даже самых перспективных минерально-сырьевых проектов. Финансирование государством ТКС необходимо, чтобы облегчить текущие затраты горнодобывающих компаний на разведку месторождений и строительство рудников, привлечь дополнительные инвестиции. С другой стороны, минерально-сырьевой потенциал стратегических видов минерального сырья — главный фактор развития транспортно-коммуникационных сетей [14, 15].

Перспективное развитие МСК России, как отмечалось в отчете [4], связано с новыми горнорудными районами — центрами экономического развития (ЦЭР) регионов и субъектов РФ. Последние были выделены на основе геолого-экономических данных [2]. ФАД «Колыма» — основа ТКС Яно-Колымского ЦЭР (рис. 2, с. 47) [2].


Рис. 2.  ТКС и другая инфраструктура Яно-Колымского ЦЭР и Магаданской области
Рис. 2.  ТКС и другая инфраструктура Яно-Колымского ЦЭР и Магаданской области

Правительство РФ уделяет особое внимание развитию дальневосточных регионов. Приняты стратегические нормативные документы, определяющие развитие ТКС территорий Дальнего Востока на перспективу до 2025 года: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и план мероприятий по реализации этой стратегии [17, 18]. Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. [19] предусмотрено строительство железнодорожной линии Нижний Бестях–Мома–Магадан (рис. 2, с. 47), что создаст условия для освоения Северо-Восточного региона страны и развития устойчивого железнодорожного сообщения с ее отдаленными территориями, а также будет обеспечивать повышение конкурентоспособности региона и национальной безопасности страны.

Экономические механизмы ГЧП [3] активно используются при создании ТКС, строительстве основных горнодобывающих предприятий Яно-Колымского ЦЭР за счет средств инвестиционного фонда, формируемого в федеральном бюджете (рис. 3).


Рис. 3.  Государственная поддержка проекта Яно-Колымского ЦЭР [2]
Рис. 3.  Государственная поддержка проекта Яно-Колымского ЦЭР [2]

Ввод в хозяйственный оборот месторождений Яно-Колымской золотоносной провинции, т. е. реализация проекта Яно-Колымского ЦЭР, приведёт к существенному повышению социально-экономического потенциала области в целом и отдельных его показателей [2]. За прошедший период в пределах ЦЭР создана необходимая инфраструктура (сеть автомобильных дорог, морской порт, сеть аэропортов и аэроплощадок, Аркагалинская ГРЭС, Колымская и Усть-Среднеканская ГЭС, линии электро  передачи) (рис. 2, с. 47). Однако инфраструктурная обеспеченность может оказаться недостаточной для развития дополнительных мощностей по производству золота в ЦЭР.

В последние годы руководство Магаданской области связывает перспективы социально-экономического развития региона с диверсификацией экономики. На совещании в июле 2019 г. по развитию МСБ региона Губернатор С.К. Носов отметил, что геологические исследования в Магаданской области выявили большое количество месторождений и рудопроявлений цветных металлов [20]. Специалисты СВКНИИ ДВО РАН выделили перспективные медные рудные объекты, ресурсный потенциал которых оценивается более чем в 16 млн т меди. Недавно созданная региональная юниорная компания уже получила поисковые лицензии на три объекта с ресурсным потенциалом порядка 5 млн т меди. Губернатор обратил внимание, что по проведённой оценке, строительство только одного ГОКа производительностью 100 тыс. т меди в год и до 2 т попутного золота при действующем уровне цен обеспечит ежегодно 4 млрд руб. налоговых поступлений в областной бюджет. А это, как отметил С.К. Носов, на 1 млрд руб. больше того, что дают предприятия, добывающие 13 т золота ежегодно. По оценке губернатора, рост добычи золота до 50 т в год и ввод в эксплуатацию одного медеплавильного завода позволит вывести бюджет территории на бездотационный уровень. Губернатор предложил Минприроды России рассмотреть увеличение финансирования геологоразведки в Магаданской области для поиска цветных и чёрных металлов. В 2018 году в колымскую геологоразведку по госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов» было вложено без малого 500 млн руб., что составило 27 % от общего финансирования по Дальнему Востоку [20].

Следует отметить, что ФАД «Колыма» — это та основа ТКС, которая позволит связать новые горнорудные районы цветных и черных металлов с внешними транспортными коридорами (Магаданским портом и Якутской железной дорогой, выходящей на БАМ и Транссиб).

Развитие транспортной инфраструктуры региона планируется путем создания транспортно-логистического комплекса, интегрирующего автодорожную, железнодорожную, морскую портовую и аэропортовую сети. Обеспечение после реконструкции круглогодичного режима эксплуатации федеральной автодороги «Колыма» и строительство железнодорожной линии Якутск — Магадан создадут условия для формирования региональной сети путей сообщения. Перспективы развития зон опережающего роста связаны с развитием аэропортов Магадан, Северо-Эвенск и Сеймчан, а также Магаданского морского порта [13].

Для Яно-Колымского ЦЭР необходимо поддержание и расширение действующей сети автомобильных дорог федерального значения. Запланировано строительство автодороги Омсукчан–Омолон–Билибино– Комсомольский–Анадырь от ФАД «Колыма». Это завершит формирование нового автотранспортного коридора, соединяющего дальневосточные территории и Восточную Сибирь (Усть-Кут (Иркутская область)–Мирный (Республика Саха (Якутия))–Якутск– Магадан–ФАД «Колыма»–Омсукчан– Омолон–Билибино–Комсомольский– Анадырь). От него будут построены территориальные дороги Кубака– Эвенск и Омолон–Рассоха.

Для обеспечения развития транспортной инфраструктуры Приколымского горнорудного района необходимо строительство автомобильной дороги Сеймчан–Глухариное. Планируется реконструкция территориальной автодороги Палатка–Кулу–Нексикан, а также строительство автомобильных дорог от пос. Ола до Мелководненского угольного месторождения и от пос. Кленка до Ланковского угольного месторождения. Получат развитие местные воздушные линии и обслуживающие их местные аэропорты (посадочные площадки), обеспечивающие при государственной поддержке повышение уровня транспортной доступности удаленных районов области [13].

Таким образом, запланировано динамичное развитие ТКС Магаданской области. Реализация отмеченных выше стратегических планов позволит сократить разрыв, существующий между центральными и дальневосточными регионами страны. Отметим, что руководство Магаданской области проводит большую работу по привлечению инвестиций в регион, включая зарубежные, которые будут направлены, в том числе и на развитие транспортной инфраструктуры.

 Вид полезного ископаемого Единицы измерения Величина ресурсов
 Золото, т  3891,0 

Серебро, т  44691,0 

Молибден, тыс. т   200,0 

Олово, тыс. т  311,0 

Медь, млн. т  10,1 

Цинк, млн. т  18,0 

Свинец, млн. т  5,4 

Железо, млрд. т  1,4 

Уголь, млрд. т  8,7 

Нефть (шельф), млрд. т 1,9 

Газ (шельф), млрд. м3  1987,7 

Табл. 1.  Ресурсный потенциал Магаданской области [21]

Краткая характеристика минерально-сырьевого потенциала ЯноКолымского ЦЭР 

Яно-Колымский ЦЭР расположен в двух субъектах ДФО — Магаданской области и Республике Саха (Якутия) (рис. 4, с. 49). Отметим, что РСЯ занимает первое место в Российской Федерации по рейтингу общих запасов ряда полезных ископаемых, где входящая в неё часть Яно-Колымского ЦЭР занимает весьма незначительную часть [2], отчего ниже мы сосредоточим внимание в основном на Магаданской области.

В Магаданской области помимо золота имеются оценённые и разведанные запасы таких полезных ископаемых как медь, молибден, свинец, олово, вольфрам, железо, редкие элементы (тантал, ниобий), уголь, цементное сырье, цеолиты, облицовочный камень и др. Кроме того, в пределах Примагаданского шельфа Охотского моря выделено 29 зон возможного нефтегазонакопления с ресурсной оценкой: нефти — 1,9 млрд т и 1987,7 млрд м3 газа [21].


Рис. 4.  Схема геологического строения Яно-Колымского ЦЭР [2] Условные обозначения: 1 — Молассовые отложения Предверхоянского прогиба; 2 — вулканогенные отложения ОЧВП; 3–5 — терригенные отложения Верхоянского комплекса (3 — юрские, 4 — триасовые, 5 — каменноугольно-пермские); 6 — карбонатные отложения нижнего Палеозоя;  7 — массивы гранитоидов; 8 — региональные разломы; 9 — месторождения с ресурсным потенциалом > 100 т золота; 10 — граница ЦЭР.
Рис. 4.  Схема геологического строения Яно-Колымского ЦЭР [2] Условные обозначения: 1 — Молассовые отложения Предверхоянского прогиба; 2 — вулканогенные отложения ОЧВП; 3–5 — терригенные отложения Верхоянского комплекса (3 — юрские, 4 — триасовые, 5 — каменноугольно-пермские); 6 — карбонатные отложения нижнего Палеозоя;  7 — массивы гранитоидов; 8 — региональные разломы; 9 — месторождения с ресурсным потенциалом > 100 т золота; 10 — граница ЦЭР.

В частности, перспективна Ороекская металлогеническая зона, прогнозные ресурсы которой оцениваются по категории Р2: руда 511 млн т; медь — 5219 тыс. т (1–1,98 %); свинец — 97 тыс. т (0,42 %); цинк — 178 тыс. т (0,46 %); серебро — 1664 т (130 г/т). По категории Р3: руда — 2120 млн т; медь — 22295 тыс. т (1–3 %); свинец — 315 тыс. т (0,42 %); цинк — 345 тыс. т (0,46 %) [22]. Кроме того, на территории области выделен Южно-Омолонский железорудный район, нуждающийся в проведении геологоразведочных работ для разведки кондиционных запасов железа. Прогнозные ресурсы района составляют по руде 1990 млн т, в том числе по категориям: Р1 — 750, Р2 — 890, Р3 — 350 млн т.; по железу 756 млн т, в том числе по категориям: Р1 — 304, Р2 — 330; Р3 — 122 млн т. [22].

В числе крупнейших предприятий Магаданской области, добывающих рудное золото и серебро, дочерние предприятия ОАО «Полиметалл» — ООО «Омолонская золоторудная компания» и ЗАО «Серебро Магадана», СП ЗАО «Омсукчанская ГГК». ЗРК «Павлик» — ИК «Арлан», РиМ — ПАО «Полюс». В списке ведущих предприятий, разрабатывающих россыпные месторождения — ОАО «Сусуманзолото», Концерн «Арбат» (ООО «Конго» и ООО «Энер-гия»), ОАО «ГДК Берелех», ООО «Статус», ООО «Кривбасс», ООО «Т-ЦЕМЕНТ», ООО «Полевая», ООО «Райз» [13].

Положительным в использовании минерально-сырьевого комплекса Магаданской области следует считать возобновление с 2013 года добычи одного из имеющихся в недрах региона цветных металлов — свинца, тогда объем его добычи составил 3638 т.

Магаданская область традиционно рассматривается как золотодобывающий (2-е место в РФ по объемам добычи в 2017 г.) и с недавних пор как добывающий серебро регион (1-е место в РФ). Несмотря на лидирующие позиции региона в добыче благородных металлов, тенденции социально-экономического развития устойчиво характеризуются дотационностью регионального бюджета и оттоком населения (см. выше). За 2000–2017 гг. доля дотаций в консолидированном бюджете Магаданской области составляла 32–56 %, всего в бюджет субъекта было перечислено 123 млрд руб [21]. Численность населения региона за 2000–2017 гг. снизилась на 25 %. По итогам 2017 г. Магаданская область по численности постоянного населения и плотности населения среди всех субъектов РФ превосходит лишь Чукотский и Ненецкий автономные округа.

В регионе один из самых высоких коэффициентов миграционной убыли. Для преодоления негативных тенденций необходим поиск направлений диверсификации экономики региона, основа которой — имеющийся минерально-сырьевой потенциал, характеризующийся наличием в недрах территории ресурсов золота, серебра, цветных металлов, железа, угля и других полезных ископаемых (табл. 1). На 01.01.2018 г. стоимость минерально-сырьевого потенциала недр, по данным ФБУ «ТФГИ по ДВФО», Магаданской области оценивается в 116,5 трлн руб. (1,8 трлн долл.) [21].

До разведки Наталки в центральной части Яно-Колымской провинции были известны запасы в 42 мелких золоторудных месторождениях, в количестве около 460 т. Единичные месторождения с гнездовым распределением золотой минерализации и малыми запасами (Утинское — 10 т, Штурмовское — 0,5 т, Светлое — 3 т, Снежное — 0,5 т) были быстро отработаны и не внесли существенного вклада в экономику региона [23]. В 2000-х годы на территории провинции разрабатывались только два небольших месторождения (Школьное с запасами 23 т и средним содержанием 37 г/т, и Ветренское с запасами 35 т и средним содержание 15 г/т), а добыча не превышала 1 т/год. К 2008 году запасы Школьного месторождения были погашены, при добыче всего — 9 т золота [23]. Надо отметить, что Подземная добыча на Наталкинском месторождении в 2002 г. была остановлена в связи с ограниченной пропускной способностью шахтного ствола и низкими содержаниями золота. За 70 лет на месторождении было добыто 95 т золота, а в 2000 году добыча составила 1,5 т. Остальные известные месторождения по запасам и содержанию золота находились до последнего времени ниже уровня рентабельности [23].

Таким образом, в настоящее время основу оценки ресурсного потенциала Яно-Колымской провинции составляют крупнотоннажные легко-обогатимые месторождения золото-кварцевой и золото-сульфидно-кварцевой формаций. Отметим, что Яно-Колымская провинция занимает всего около 25 % площади области. Кроме Яно-Колымской провинции в Магаданской области, как будет показано ниже, перспективны на открытие новых месторождений золота и другие регионы.

В настоящий момент из всего перечня полезных ископаемых, помимо золота, производится добыча только серебра и угля для местных нужд. Следует отметить, что в пределах Яно-Колымской золотоносной провинции в 250 км от Наталкинского месторождения находится разрабатываемый угольный разрез — источник топлива для Аркагалинской ГРЭС, обеспечивающей электроэнергией Наталкинский и Павликовский ГОКи, а также многочисленные россыпные прииски Центрально-Колымского района.

Несмотря на высокий минерально-сырьевой потенциал, освоение месторождений черных и цветных металлов, и других полезных ископаемых, упомянутых выше, связано с серьёзными трудностями в связи с отсутствием развитой в масштабах области и сопредельных субъектов Федерации транспортной, перерабатывающей и энергетической инфраструктуры. Разработка таких месторождений подразумевает постоянный во время их эксплуатации, весьма объёмный грузопоток руды и концентратов от ГОКов к перерабатывающим предприятиям, в том числе и в другие субъекты Российской Федерации. Ввод этих месторождений в эксплуатацию в широких масштабах возможен, скорее всего, только после дальнейшего развития автомобильного и, возможно, железнодорожного, и морского транспортного сообщения как внутри области, так и с выходом в другие субъекты Российской Федерации [21].

Оценённые в пределах Яно-Колымского ЦЭР ресурсы золота, составляющие порядка 5 % мировых и более 50 % российских, сконцентрированы на 14 месторождениях на территории в пределах 100–120 тыс. км2 (рис. 4, с. 49) [2]. Утвержденные МПР РФ суммарные прогнозные ресурсы только по якутской части Яно-Колымского ЦЭР составляют 765 т (в том числе Р1 — 264 т, Р2 — 201 т, Р3 — 300 т.) [24].

В настоящий момент месторождения золота Яно-Колымского ЦЭР привлекают внимание инвесторов, как надёжные объекты инвестирования. В провинции уже вложено несколько млрд. долларов, в результате чего выполнены ГРР на месторождениях Павлик, Наталкинское, Дражное, Дегдекан, Токичан, Мало-Тарынское, Золотая речка и др., введены в строй три крупных золотодобывающих ГОКа (Наталкинский ПАО «Полюс», Павликовский ЗАО «Арлан», Дражный ЗАО «Высочайший») с общей добычей 20–23 т/год. Кроме того, на территории ЦЭР действуют несколько старых ГОКов: Бадранский, Ветренский и Сарылахский (суммарно около 3 т/год), а многочисленные россыпные прииски ежегодно производят около 20 т. Таким образом, уже в настоящее время на территории ЦЭР производится более 45 т золота ежегодно (15 % общей добычи РФ [25]).

Следует отметить, что на территории ЦЭР для связи с крупными центрами, в частности с Магаданом (390 км), на данный момент существует проходящая через провинцию песчано-грунтовая круглогодичная трасса III класса Якутск-Магадан, — объект федеральной целевой программы (ФАД «Колыма»).

В качестве доказательства достаточности такой дороги для продолжительной работы золотодобывающих комплексов, прогнозируемой мощности (100 т в год по провинции) можно привести в пример золоторудное месторождение Мурунтау (до 80 т в год), расположенное в Центральных Кызыл-Кумах. Рудник (карьер), золото-извлекающий завод и в 30 км от них г. Зарафшан являются вполне самодостаточной социально-экономической единицей. Соединение же с «внешним миром» происходит по единственной шоссейной автодороге Уч-Кудук–Навои, длиной 160 км и имеющей по одной полосе в каждую сторону. Что характерно, развитие золотодобывающего комплекса в Центральных Кызыл-Кумах позволило ввести в эксплуатацию и месторождение урана Уч-Кудук [2].

Кроме того, ЦЭР полностью обеспечен собственной электроэнергией. На его территории находятся несколько электростанций, замкнутых в единую электросеть: Индигирская ГРЭС на северо-востоке, Аркагалинская ГРЭС в центре, Колымская и УстьСреднеканская ГЭС на юго-востоке.

В общую региональную электросеть замкнуты также Омсукчанская и Магаданская ГРЭС и Магаданская и Палаткинская ДЭС. В перспективе — подключение к сети Хандыгской ДЭС и в рамках федеральной целевой программы включение в единую сеть России. В прошлом году между АО «Рудник им. Матросова» (РиМ) и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока было заключено соглашение, в соответствии с которым золотодобывающей компании предоставляется субсидия из бюджетных средств на сумму 9,9 млрд руб. на постройку воздушной линии электропередачи 220 кВ Усть-Омчуг–Омчак Новая с распределительным пунктом и подстанцией Омчак Новая. Новая инфраструктура даст возможность подключить дополнительные мощности РиМ, «ЗРК Павлик» и других разработчиков перспективных месторождений. ВЛ Усть-Омчуг–Омчак Новая с другими будущими линиями электропередачи 220 кВ Берелех–Омчак Новая и Ягодное–Берелех, а также с действующими сетями образуют так называемое «Кольцо 220 кВ» (Колымская ГЭС– Ягодное–Берелех–Омчак–Усть-Омчуг). Кроме того, эти объекты в перспективе
позволят соединить энергосистемы Чукотки и Магаданской области. На примере двух сближенных месторождений Павлик и Наталка ясно видно, что проблемы золотодобычи в регионе вполне решаемы на основе имеющегося энергоснабжения [13].

Сравнение Яно-Колымской золотоносной провинции с аналогичной по всем параметрам, кроме климата и плотности населения, золоторудной провинцией штата Невада (США), обеспечивающей до 10 % мировой добычи золота, позволяет сделать вывод о возможности существенного подъёма золотодобычи в ЦЭР с выходом на уровень 3–5 % мировой добычи [2].

Наталкинское, Павликовское и Дражное месторождения золота — ядро развития Яно-Колымского ЦЭР

Месторождение Наталка — самое крупное и самое подготовленное месторождение Яно-Колымской золотоносной провинции. Протоколом ГКЗ Роснедра № 1320 от 27 декабря 2006 года на месторождении были утверждены: балансовые запасы — 1 449 474,1 кг золота с содержанием в руде 1,712 г/т; забалансовые запасы — 309 384 кг золота с содержанием в руде 1,468 г/т [2]. «Полюс» приобрёл АО «Рудник им. Матросова» в 2008 году. Строительство предприятия началось в 2012 году, а полномасштабные горные работы — в начале 2013 года. Однако в скором времени они были приостановлены. В 2016 году на Наталке снова началось строительство. Горные работы В 2017 году была возобновлена добыча, в том же году состоялся «горячий» пуск ЗИФ. В результате проведённой доразведки была разработана рациональная технология рудоподготовки, обогащения и переработки продуктов обогащения, проведены технологические исследования по обогатимости руд. Заметим, что первоначально планировалось до 1 декабря 2008 года представить проект разработки месторождения и не позднее 1 января 2012 года осуществить ввод в эксплуатацию ГОКа с производительностью не менее 30 т золота в год. Однако сроки неоднократно сдвигались по различным причинам и первая очередь ГОКа, производительностью 10–13 т в год, была введена только в конце 2017 г. И только во втором полугодии 2018 года «Полюс» завершил вывод первой очереди Наталкинского ГОКа на проектную мощность, с которой предприятие работает в настоящее время. На сегодня — это последний из реализованных ПАО «Полюс» проектов.

В настоящее время по зарубежной классификации JORC (по данным ПАО «Полюс») «доказанные и вероятные запасы руды на Наталкинском месторождении оцениваются в 319 млн т при содержании золота 1,6 г/т, что соответствует запасам золота в 16,3 млн унц. (507 т). Оцененные, выявленные и предполагаемые минеральные ресурсы месторождения оцениваются в 777 млн т при содержании 1,5 г/т, что соответствует ресурсам в 36,8 млн унций (1145 т). Объем переработки руды в год составит больше 200 млн т, а объем производимого золота — 13 т в год. Следовательно, общий объем производства золота в стране увеличится на 5 %, и Россия выйдет на второе после Китая место в мире. Отличительная особенность Наталкинского ГОКа — почти километровый подземный тоннель для оперативной доставки руды из карьера на обогатительную фабрику. Наземная часть конвейера построена как открытая галерея с крышей для защиты от осадков. Общая длина пути доставки руды от карьера до ЗИФ примерно равна 2 км. Проектная мощность переработки руды составляет около 15-ти миллионов тонн в год. Еще один уникальный объект ГОКа, — 42-х метровая мельница для переработки руды, аналогов которой в мире нет, производительность 30 тыс.т/сут.

Неожиданно, на два года раньше Наталкинского ГОКа, в 2015 г. был введен в строй Павликовский ГОК (ЗРК «Павлик» — ИК «Арлан»). В 2016 году АО «ЗРК Павлик» получило 3,8 т золота. В 2017 году ГОК вышел на проектную мощность ЗИФ — 5 млн т руды в год и увеличил производство золота до 6,5 т, а в 2018 г. — 6,7 т. По итогам 2017 года ГОК занял 9-е место в рейтинге ведущих золотодобывающих предприятий в России. В планах компании на базе рудных месторождениях Павлик, Павлик-2 и Родионовское — увеличить производство до 12 т золота ежегодно. Таким образом, к 2025 году Магаданская область сможет выйти на уровень добычи в 50 т/год.

Месторождение Павлик находится в Тенькинском районе Магаданской области, всего в 12 км от Наталкинского ГОКа. Месторождение входит в состав Омчакского рудно-россыпного узла, расположенного на территории Яно-Колымской золоторудной провинции. МСБ рудника составляет к настоящему времени более 240 т золота. По JORC, выявленные ресурсы (indicated) оцениваются в 163,5 т золота (с содержанием 1,93 г/т), предполагаемые ресурсы (inferred) составляют 53,8 т. Способ отработки открытый. Обогащение руд ведется по традиционной технологии извлечения золота: гравитация, флотация и сорбционное выщелачивание. Сквозное извлечение золота составляет более 80 %. Обеспечение электроэнергией осуществляется за счет мощностей Колымской ГРЭС.

Месторождение Дражное расположено в центральной части крупнейшего на северо-востоке РСЯ Верхне-Индигирского горно-промышленного района, в 70 км южнее поселка Усть-Нера. Запасы утверждены в размере 35 т золота на 1 января 2016 года, добыча в 2018 г. — 2,9 т. Лицензия на месторождение Дражное, расположенное в Оймяконском улусе Республики Саха (Якутия), была выдана ПАО «Высочайший» (GV Gold) 25 октября 2012 года. Первая очередь Тарынского ГОКа на месторождении введена в промышленную эксплуатацию в 2017 г. Сейчас энергоснабжение осуществляется двумя линиями электро передачи — «Нера-Нелькан» и «Нера-Дражный», построенными в 1952 и 1986 годах. Ввиду сильного износа линий на ГОКе происходят отключения электроснабжения, падения напряжения и перенапряжения, что приводит к остановкам работы золото-извлекательной фабрики. Строительство новой ВЛ 35 кВ «Нера-Ольчан» — «ЗИФ» позволит обеспечить бесперебойное электроснабжение действующего предприятия, его дальнейшее развитие, в том числе строительство второй очереди, а также увеличение мощности с 700 до 1900 тыс. т руды в год к 2022–2023 гг.

Наряду с ВЛ важнейшей инфраструктурной составляющей Тарынского проекта является автодорога «Колыма — уч. Нелькан — Дражное». На сегодня все основные грузы доставляются по «зимнику». Однако для эффективной работы ГОКа требуется круглогодичный доступ транспорта на месторождение. Потребуется реконструкция существующей муниципальной автодороги от федеральной трассы «Колыма», через участок «Нелькан» до участка «Дражный», в том числе строительство отдельных участков дороги и мостовых переходов. Общая протяженность составит около 105 км. Проект достаточно капиталоемкий и имеет большое значение для района. Стоимость строительства оценивается более чем 1,1 млрд руб. Тарынский ГОК — крупнейшее горнодобывающее предприятие Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия). Увеличение МСБ — стратегическая задача Компании. В результате первой очереди ГРР МСБ ГОКа превысила к настоящему времени 50 т по JORC.

Заключение

На сегодняшний день наиболее перспективной для разработки коренных месторождений золота на территории области считается Яно-Колымская золоторудная провинция (ЦЭР), территория которой охватывает 4 административных района Магаданской области и 4 улуса Республики Саха Якутия [2]. Есть все основания полагать, что в настоящее время эта бывшая уникальная золото-россыпная провинция обрела черты гигантской золоторудной провинции. Суммарные запасы и ресурсы золота составляют здесь более 5000 тыс. т, причем 50 % из них уже являются разведанными, а 40 % сконцентрированы на гигантском месторождении «Наталкинское» и крупном месторождении Павлик. Причем Наталкинское месторождение по сумме запасов и ресурсов даже превышает пределы, установленные для рудных гигантов (>1000 т)! Такие, как Наталкинское месторождения, по образному выражению канадских горняков и геологов, относятся уже к классу «Золотых Бегемотов» [23

Приведенный выше материал показывает, что Магаданская область обладает огромным минерагеническим потенциалом, но для его реализации потребуется существенное увеличение объемов как региональных геологических и металлогенических исследований, так и поисково-разведочных работ. К настоящему времени освоено всего около 27 % территории области, в пределах которой производится добыча золота и серебра. Оставшиеся 73 % территории приходятся в основном на слабо изученные ОЧВП и Омолонскую провинцию.

Выход первой очереди Наталкинского ГОКа (2019 г.) на проектную мощность позволит Магаданской области значительно увеличить производство золота (более 40 т) и уверенно закрепиться на втором месте по его добыче в стране, а с пуском второй очереди ГОКа и реализации всех имеющихся в регионе «браунфилд» проектов к 2030 году выйти на первое место с добычей около 80–100 т золота в год. В этом случае будет перекрыт рекордный уровень золотодобычи 40-х годов прошлого века.

При получении положительных результатов в новых потенциально-горнорудных районах: открытие крупных месторождений меди и других металлов, освоение которых будет экономически эффективным, регион получит реальные, обоснованные инвестиционные проекты [21]. Вовлечение в эксплуатацию таких месторождений даст толчок к развитию ТКС. В свою очередь последняя сделает экономически эффективным отработку средних и мелких по запасам золоторудных месторождений и объектов неметаллического сырья, а так же послужит дальнейшему развитию ГРР в этих районах. 

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ-РГО № 17-0541067 «Геолого-экономические факторы развития транспортно-коммуникационных сетей Сибири и Дальнего Востока (на примере крупных месторождений стратегических металлов)».

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 3 (45)/сентябрь 2019 г.

1.  Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года  (от 22 декабря 2018 г. № 2914-р). М.: МПР РФ. 31 с.
2.  Михайлов Б.К., Петров О.В., Кимельман С.А. и др. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ / Минприроды РФ, Роснедра, ФГУП «ВСЕГЕИ». Изд. 3-е, доп. С-Пб:  Изд-во ВСЕГЕИ, 2008. 483 с.
3.  Бортников Н.С., Петров В.А., Волков А.В. и др. Геолого-экономические факторы развития транспортнокоммуникационных сетей Сибири и Дальнего Востока (на примере крупных месторождений стратегических металлов) / Отчет о выполнении НИР по договору № 09/2018/РГО-РФФИ от 12 июля 2017 г. М.: ИГЕМ РАН, 2017. 156 с.
4.  Бортников Н.С., Петров В.А., Волков А.В. и др. Геолого-экономические факторы развития транспортно-коммуникационных сетей Сибири и Дальнего Востока (на примере крупных месторождений стратегических металлов) / Отчет о выполнении НИР по договору. № 09/2018/РГО-РФФИ от 24 мая 2018 г.  М.: ИГЕМ РАН, 2018. 74 с.
5.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Начало) // Золотодобывающая промышленность. 2017. № 4. (82). С. 8–12.
6.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Прод.) // Золотодобывающая промышленность. 2017. № 5. (83). С. 13–22.
7.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Прод.) // Золотодобывающая промышленность. 2017. № 6. (84). С. 22–42.
8.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Окон.) // Золотодобывающая промышленность. 2018. № 1. (85). С. 27–32.
9.  Волков А.В., Галямов А.Л. Геолого-экономические факторы развития транспортно-комуникационных сетей (ТКС) Сибири и Дальнего Востока // Золотодобывающая промышленность. 2018. № 2. (86). С. 37–42.
10.  Мурашов К.Ю., Волков А.В., Платэ А.Н., Петров В.А. Минерально-сырьевые ресурсы и развитие транспортно-коммуникационных сетей северного Забайкалья // Инноватика и экспертиза. 2019. № 1 (26). C. 110–124.
11.  Мурашов К.Ю., Волков А.В., Платэ А.Н., Петров В.А. Оценка геолого-экономических факторов развития северного Забайкалья с использованием геоинформационных технологий // Мониторинг наука и технологии. 2019. № 1 (39). C. 36–42. www.doi.org/10.25714/MNT.2019.39.005.
12.  Печеный В.П. Развитие транспортной системы Магаданской области // в кн. Инфраструктура России.  2013 Т. 2. С. 269–270.
13.  Инвестиционный паспорт Магаданской области. Магадан. 2016. 86 с.
14.  Волков А.В., Сидоров А.А. О развитии минерально-сырьевого комплекса России // Вестник РАН. 2015. Т.85. № 4. С. 351–358.
15.  Волков А.В., Сидоров А.А. Экономическое значение эпитермальных золото-серебряных месторождений // Вестник РАН. 2013.Т.83. № 8. С. 27–37.
16.  Athey J.E., Werdon, M.B. Alaska’s Mineral Industry 2016 // Alaska Division of Geological & Geophysical Surveys Special Report 72. 2017. 65 p. www.doi.org/10.14509/2974810.14509/29748.
17.  Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года  (от 28 декабря 2009 г. № 2094-р). Strategy DVFO 2025
18.  План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.  www.docs.cntd.ru/document/902271247
19.  Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.  www.mintrans.ru/documents/2/1010.
20.  Совещание при заместителе председателя Правительства РФ. (12.07.2019, СВКНИИ ДВО РАН)  «О состоянии минерально-сырьевой базы Магаданской области и перспективах ее развития».  www.neisri.ru/post/
21.  Гальцева Н.В., Шарыпова О.А., Колова Е.Е., Голубенко И.С., Соболев А.В. Аналитическая записка. Предварительная оценка эффективности освоения ресурсов Приколымской и Приохотской площадей для Магаданской области. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН. 2018. 7 с.
22.  Дудов Д.Н., Карпенко Н.Б., Макурин В.Н., Михайлов С.Б., Стружков С.Ф. Минерально-сырьевая база Магаданской области: состояние и направления развития //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2010. — №. 4. — С. 3–16.
23.  Волков А.В. Добыть золотого Бегемота // Золото и технологии, 2013. № 3. С. 16–22.
24.  Волков А.В. Золотое сердце Сибири // Золото и технологии. 2016. Т. 32. № 2. С. 42–48.
25.  Волков А.В. Глобальная добыча и рынок золота (аналитический обзор за 2018 г.) // Золото и технологии. 2019. T. 44. № 2. С. 44–58.
1.  Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года  (от 22 декабря 2018 г. № 2914-р). М.: МПР РФ. 31 с. 2.  Михайлов Б.К., Петров О.В., Кимельман С.А. и др. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ / Минприроды РФ, Роснедра, ФГУП «ВСЕГЕИ». Изд. 3-е, доп. С-Пб:  Изд-во ВСЕГЕИ, 2008. 483 с. 3.  Бортников Н.С., Петров В.А., Волков А.В. и др. Геолого-экономические факторы развития транспортнокоммуникационных сетей Сибири и Дальнего Востока (на примере крупных месторождений стратегических металлов) / Отчет о выполнении НИР по договору № 09/2018/РГО-РФФИ от 12 июля 2017 г. М.: ИГЕМ РАН, 2017. 156 с. 4.  Бортников Н.С., Петров В.А., Волков А.В. и др. Геолого-экономические факторы развития транспортно-коммуникационных сетей Сибири и Дальнего Востока (на примере крупных месторождений стратегических металлов) / Отчет о выполнении НИР по договору. № 09/2018/РГО-РФФИ от 24 мая 2018 г.  М.: ИГЕМ РАН, 2018. 74 с. 5.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Начало) // Золотодобывающая промышленность. 2017. № 4. (82). С. 8–12. 6.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Прод.) // Золотодобывающая промышленность. 2017. № 5. (83). С. 13–22. 7.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Прод.) // Золотодобывающая промышленность. 2017. № 6. (84). С. 22–42. 8.  Волков А.В., Галямов А.Л. Минерально-сырьевой потенциал, как основа для развития транспортно-коммуникационных сетей (Окон.) // Золотодобывающая промышленность. 2018. № 1. (85). С. 27–32. 9.  Волков А.В., Галямов А.Л. Геолого-экономические факторы развития транспортно-комуникационных сетей (ТКС) Сибири и Дальнего Востока // Золотодобывающая промышленность. 2018. № 2. (86). С. 37–42. 10.  Мурашов К.Ю., Волков А.В., Платэ А.Н., Петров В.А. Минерально-сырьевые ресурсы и развитие транспортно-коммуникационных сетей северного Забайкалья // Инноватика и экспертиза. 2019. № 1 (26). C. 110–124. 11.  Мурашов К.Ю., Волков А.В., Платэ А.Н., Петров В.А. Оценка геолого-экономических факторов развития северного Забайкалья с использованием геоинформационных технологий // Мониторинг наука и технологии. 2019. № 1 (39). C. 36–42. www.doi.org/10.25714/MNT.2019.39.005. 12.  Печеный В.П. Развитие транспортной системы Магаданской области // в кн. Инфраструктура России.  2013 Т. 2. С. 269–270. 13.  Инвестиционный паспорт Магаданской области. Магадан. 2016. 86 с. 14.  Волков А.В., Сидоров А.А. О развитии минерально-сырьевого комплекса России // Вестник РАН. 2015. Т.85. № 4. С. 351–358. 15.  Волков А.В., Сидоров А.А. Экономическое значение эпитермальных золото-серебряных месторождений // Вестник РАН. 2013.Т.83. № 8. С. 27–37. 16.  Athey J.E., Werdon, M.B. Alaska’s Mineral Industry 2016 // Alaska Division of Geological & Geophysical Surveys Special Report 72. 2017. 65 p. www.doi.org/10.14509/2974810.14509/29748. 17.  Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года  (от 28 декабря 2009 г. № 2094-р). Strategy DVFO 2025 18.  План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. www.docs.cntd.ru/document/902271247 19.  Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. www.mintrans.ru/documents/2/1010. 20.  Совещание при заместителе председателя Правительства РФ. (12.07.2019, СВКНИИ ДВО РАН)  «О состоянии минерально-сырьевой базы Магаданской области и перспективах ее развития».  www.neisri.ru/post/ 21.  Гальцева Н.В., Шарыпова О.А., Колова Е.Е., Голубенко И.С., Соболев А.В. Аналитическая записка. Предварительная оценка эффективности освоения ресурсов Приколымской и Приохотской площадей для Магаданской области. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН. 2018. 7 с. 22.  Дудов Д.Н., Карпенко Н.Б., Макурин В.Н., Михайлов С.Б., Стружков С.Ф. Минерально-сырьевая база Магаданской области: состояние и направления развития //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2010. — №. 4. — С. 3–16. 23.  Волков А.В. Добыть золотого Бегемота // Золото и технологии, 2013. № 3. С. 16–22. 24.  Волков А.В. Золотое сердце Сибири // Золото и технологии. 2016. Т. 32. № 2. С. 42–48. 25.  Волков А.В. Глобальная добыча и рынок золота (аналитический обзор за 2018 г.) // Золото и технологии. 2019. T. 44. № 2. С. 44–58.