Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Чипсы со вкусом лобстера

О наболевшем.

Вот у меня Катюша занимается с сурдопедагогом. 

Это необходимая мера, чтобы реабилитировать речь ребенка после глухоты. 

Раньше наши занятия проходили офлайн.

Тома (наш сурдопедагог) приходила к нам домой. 

У неё с собой всегда был огромный яркий пакет. Катя потирала ладошки и подпрыгивала от нетерпения: знала, что в пакете - игрушки.

На самом деле каждая игрушка - это какая-то вспомогательная история для артикуляционной гимнастики или развивающего упражнения.

Тома и Катя здоровались, обнимались, радовались друг другу. 

Обменивались новостями, Катя сопровождала Тому мыть руки, кружила вокруг неё маленьким волчком.

Потом они начинали заниматься. 

Если не видеть их занятий, а только слушать из-за двери, то можно услышать множество разных звуков, их разговор, чтение или хохот Катюни.

Я тихонько подглядывала: они то дули на шарик, чтобы покормить игрушечных обезьянок, то создавали волны в тазике, то показывали языки друг другу (это упражнение), то изображали уточек.

При этом обе погружены в занятие, в восторге друг от друга, склонились над дидактикой вдвоём и что-то там рассматривают. 

Вовлеченность ребенка - сто процентов.

Рекомендованное время занятия - 30 минут, но они занимались 45, а иногда час, и Катя вообще не подозревала, что она сейчас занималась - она просто играла с Томой.

У них был свой способ прощания: они хлопали ладошками, толкались локотками, потом хлопали по щечкам, при этом говорили какую-то считалочку и обнимались.

Прощаясь, Катя всегда спрашивала Тому:

- Ты ещё придешь? Обязательно приходи...

И стоило Томе уйти, Катя уточняла у меня: "Когда моя Тома придет?"

Сейчас самоизоляция. 

Наша любимая Тома, конечно, продолжает заниматься с Катей, но уже - по понятным причинам - онлайн. 

Та же Тома, та же фантазия, те же навыки и знания. 

Она также придумывает какие-то интересности, задействует в уроках игрушки, мультяшных персонажей, визуализирует упражнения детскими картинками. Делает всё, что может и умеет, и делает это прекрасно (я же сижу рядом).

Но занятие теперь длится 15 минут. 

Потом Катя начинает отвлекаться. 

Зевает. Может во время занятия сказать: "Хочу яблоко" или "А потом дашь мне мультики?"

Она ни разу не спросила: "Скоро занятия с Томой?"

Садится заниматься прилежно, но без восторга. Надо так надо.

А раньше... Эх.

Для меня разница онлайн и офлайн образования вот именно в этом неуловимом отсутствии живого тепла и непосредственного контакта. 

Человек рядом на диване и тот же человек на экране - это совсем разные эмоции и разная вовлеченность в процесс общения или обучения.

Хотя качество материала и мастерство учителя никуда не делось, изменился только формат.

Учителя у нас - объективно - волшебные.

Я правда считаю, что в этом плане я - везунчик. Моим детям 10 лет попадались лучшие из возможных воспитатели и учителя. 

Знаете, я тут купила сыну чипсы со вкусом лобстера. А потом, слышу, он хвастает другу: "Я сегодня лобстера ел".

Вот всё-таки лобстер и "со вкусом лобстера" - разные вещи. 

Хотя результат - ребенок сыт, и если смотреть с этой точки зрения, то не важно лобстера он ел или чипсы.

Я знаю многих людей, кто доволен и даже увлечен онлайн-форматом обучения, кто говорит, что за дистанционкой - будущее. 

Оно доступное, легкое и эффективное.

И пусть, мол, карантин закончится, а онлайн - нет. 

А я этого боюсь. 

Может, дело в том, что мои дети не достаточно мотивированы для онлайн-формата, я не знаю.

Но если вдруг образование станет дистанционным, я постараюсь обеспечить своим детям максимальное количество офлайн-участия учителей в процессе получения образования.

Пусть к нам приходят репетиторы или мы к ним. Ногами.

Улыбаются в прихожей. Стряхивают мокрый зонт. Сетуют на дождь.

Я буду поить их чаем на кухне.

А потом подсматривать, как они с моим сыном будут разбирать валентности или алгебраические упражнения, склонившись над тетрадкой, соприкасаясь макушками.

И взгляд - глаза в глаза - и совместная радость от найденного ответа на пример.

А я тихо, чтобы не отвлекать, поставлю на стол блюдечко с только что испеченным печеньем. 

Угощайтесь. Тсссс. Ухожу-ухожу.

Именно так в моем понимании выглядит личный контакт и вовлеченность ребенка. 

Нейромаркетологи говорят, что личное общение становится недоступнее, а значит элитарнее. И скоро личные встречи станут исключительной привилегией богатых людей: ибо зачем тратить время на поездки или походы в школу, если можно просто войти в zoom? 

Неужели так и будет?

Мечтаю, что эпидемия закончится, в мою дверь позвонят, я открою, а там - Тома. 

Со своим огромным пакетом игрушек. И скачущая от счастья Катюха рядом - хлопает в ладоши: "Ты пришла! Ты пришла!"

Я очень скучаю по Томе, которую вижу каждый день. 

Если вы понимаете, о чем я... 

P.S. 

На старой фоточке - мой муж и сын. 

Даня хотел научиться кидать камушек на воде так, чтобы он скакал лягушечкой.

Папа стоял рядом со мной, но отвлёкся от разговора и объяснил, что надо делать. Сын попробовал. Не получилось. 

И так много раз не получилось, пока папа не присел на корточки, не взял камушек и много раз не показал, как надо кидать. 

И тогда - получилось. 

Всё получилось.