О наболевшем.
Вот у меня Катюша занимается с сурдопедагогом.
Это необходимая мера, чтобы реабилитировать речь ребенка после глухоты.
Раньше наши занятия проходили офлайн.
Тома (наш сурдопедагог) приходила к нам домой.
У неё с собой всегда был огромный яркий пакет. Катя потирала ладошки и подпрыгивала от нетерпения: знала, что в пакете - игрушки.
На самом деле каждая игрушка - это какая-то вспомогательная история для артикуляционной гимнастики или развивающего упражнения.
Тома и Катя здоровались, обнимались, радовались друг другу.
Обменивались новостями, Катя сопровождала Тому мыть руки, кружила вокруг неё маленьким волчком.
Потом они начинали заниматься.
Если не видеть их занятий, а только слушать из-за двери, то можно услышать множество разных звуков, их разговор, чтение или хохот Катюни.
Я тихонько подглядывала: они то дули на шарик, чтобы покормить игрушечных обезьянок, то создавали волны в тазике, то показывали языки друг другу (это упражнение), то изображали уточек.
При этом обе погружены в занятие, в восторге друг от друга, склонились над дидактикой вдвоём и что-то там рассматривают.
Вовлеченность ребенка - сто процентов.
Рекомендованное время занятия - 30 минут, но они занимались 45, а иногда час, и Катя вообще не подозревала, что она сейчас занималась - она просто играла с Томой.
У них был свой способ прощания: они хлопали ладошками, толкались локотками, потом хлопали по щечкам, при этом говорили какую-то считалочку и обнимались.
Прощаясь, Катя всегда спрашивала Тому:
- Ты ещё придешь? Обязательно приходи...
И стоило Томе уйти, Катя уточняла у меня: "Когда моя Тома придет?"
Сейчас самоизоляция.
Наша любимая Тома, конечно, продолжает заниматься с Катей, но уже - по понятным причинам - онлайн.
Та же Тома, та же фантазия, те же навыки и знания.
Она также придумывает какие-то интересности, задействует в уроках игрушки, мультяшных персонажей, визуализирует упражнения детскими картинками. Делает всё, что может и умеет, и делает это прекрасно (я же сижу рядом).
Но занятие теперь длится 15 минут.
Потом Катя начинает отвлекаться.
Зевает. Может во время занятия сказать: "Хочу яблоко" или "А потом дашь мне мультики?"
Она ни разу не спросила: "Скоро занятия с Томой?"
Садится заниматься прилежно, но без восторга. Надо так надо.
А раньше... Эх.
Для меня разница онлайн и офлайн образования вот именно в этом неуловимом отсутствии живого тепла и непосредственного контакта.
Человек рядом на диване и тот же человек на экране - это совсем разные эмоции и разная вовлеченность в процесс общения или обучения.
Хотя качество материала и мастерство учителя никуда не делось, изменился только формат.
Учителя у нас - объективно - волшебные.
Я правда считаю, что в этом плане я - везунчик. Моим детям 10 лет попадались лучшие из возможных воспитатели и учителя.
Знаете, я тут купила сыну чипсы со вкусом лобстера. А потом, слышу, он хвастает другу: "Я сегодня лобстера ел".
Вот всё-таки лобстер и "со вкусом лобстера" - разные вещи.
Хотя результат - ребенок сыт, и если смотреть с этой точки зрения, то не важно лобстера он ел или чипсы.
Я знаю многих людей, кто доволен и даже увлечен онлайн-форматом обучения, кто говорит, что за дистанционкой - будущее.
Оно доступное, легкое и эффективное.
И пусть, мол, карантин закончится, а онлайн - нет.
А я этого боюсь.
Может, дело в том, что мои дети не достаточно мотивированы для онлайн-формата, я не знаю.
Но если вдруг образование станет дистанционным, я постараюсь обеспечить своим детям максимальное количество офлайн-участия учителей в процессе получения образования.
Пусть к нам приходят репетиторы или мы к ним. Ногами.
Улыбаются в прихожей. Стряхивают мокрый зонт. Сетуют на дождь.
Я буду поить их чаем на кухне.
А потом подсматривать, как они с моим сыном будут разбирать валентности или алгебраические упражнения, склонившись над тетрадкой, соприкасаясь макушками.
И взгляд - глаза в глаза - и совместная радость от найденного ответа на пример.
А я тихо, чтобы не отвлекать, поставлю на стол блюдечко с только что испеченным печеньем.
Угощайтесь. Тсссс. Ухожу-ухожу.
Именно так в моем понимании выглядит личный контакт и вовлеченность ребенка.
Нейромаркетологи говорят, что личное общение становится недоступнее, а значит элитарнее. И скоро личные встречи станут исключительной привилегией богатых людей: ибо зачем тратить время на поездки или походы в школу, если можно просто войти в zoom?
Неужели так и будет?
Мечтаю, что эпидемия закончится, в мою дверь позвонят, я открою, а там - Тома.
Со своим огромным пакетом игрушек. И скачущая от счастья Катюха рядом - хлопает в ладоши: "Ты пришла! Ты пришла!"
Я очень скучаю по Томе, которую вижу каждый день.
Если вы понимаете, о чем я...
P.S.
На старой фоточке - мой муж и сын.
Даня хотел научиться кидать камушек на воде так, чтобы он скакал лягушечкой.
Папа стоял рядом со мной, но отвлёкся от разговора и объяснил, что надо делать. Сын попробовал. Не получилось.
И так много раз не получилось, пока папа не присел на корточки, не взял камушек и много раз не показал, как надо кидать.
И тогда - получилось.
Всё получилось.