Вечное любопытство заставляет человечество исследовать дальние уголки планеты, в то время как совсем рядом может находиться территория, полная удивительных открытий. У России есть такой сосед – это степная Монголия, страна, о которой не так много известно в мире.
Монголо-татарское иго?
Традиционная история утверждает, что в XIII столетии монгольский государь Чингисхан сумел объединить кочевые племена в могущественное государство, и направить эту грозную силу на завоевание западных земель.
Принято считать, что события в те давние годы развивались так: весной 1223 года Чингисхан «большой силой» подступил к пределам Руси. Озабоченные лишь судьбой своего удела князья и кочевые половцы все же сумели объединиться перед лицом врага: они встретились с войском Чингисхана на берегу реки Калки, и потерпели от «восточного гостя» сокрушительное поражение. Эта битва и стала точкой отсчета власти степняков над Русью, которая продлилось два с половиной столетия.
Однако современные исследователи периода «ордынского владычества» серьезно сомневаются в том, было ли иго действительно татаро-монгольским. Один из главных доводов в пользу того, что на Руси побывали вовсе не монголы – отсутствие у них вплоть до начала XVII века хоть какой-то государственной организации.
Двигаясь столетием раньше, в XVI веке, на восток, русские первопроходцы не обнаружили ни следа великой империи: на степных просторах не осталось ни руин городских стен, ни проложенных дорог, ни даже памяти у местного населения о могущественных ханах, владевших половиной мира.
В «Слове о погибели русской земли», посвященном нашествию на Русь восточных орд, ни разу не упомянуты ни монголы, ни татары. Говорится лишь о напавших на русские княжества «поганых» народах, которые могли оказаться абсолютно любыми соседями славян.
И наконец, живописные миниатюры периода татаро-монгольского ига (такие, например, как «Взятие Козельска» или «Стояние на Угре») рисуют образ нападающих почти неотличимым от русских дружинников. Кто же ополчился на русские земли, и затем вел там себя по-хозяйски не одно столетие? Окончательного ответа на этот вопрос пока не существует.
Тем временем монголы продолжают считать себя наследниками Чингисхана, чтить его память и традиционную биографию, и помещать его имя и изображения повсюду от аэропорта до денежных купюр.
А одним из самых выдающихся монументов своей страны монголы считают гигантскую статую Чингисхана, восседающего верхом на могучем скакуне. Она установлена неподалеку от столицы Монголии – Улан-Батора, и привлекает к себе внимание гигантскими размерами.
Памятник так огромен, что на лошадиной голове легко помещается площадка для осмотра окрестностей. Очевидцы свидетельствуют, что с нее открываются поражающие воображение виды.
Третий путь в Шамбалу
Но несмотря на то, что Чингисхан остается главным героем и легендой Монголии, в этой стране можно найти еще множество интересного и загадочного, чему по сей день не находится ни научного, ни просто рационального объяснения.
На юге государства располагается одна из самых больших и жарких пустынь мира – Гоби. Кроме своих уникальных географических показателей, это место славится как место силы и средоточие разнообразных аномальных явлений.
С давних пор кочевники хранят предание о Белом острове: в нем говорится о цветущем оазисе посреди моря, плескавшегося в незапамятные времена на месте нынешней пустыни. Рассказывают, что там спаслись после всемирного потопа избранные жители Атлантиды, а затем именно они стали родоначальниками новой расы человечества.
Раса избранных хранит мудрость цивилизации атлантов и поделится ею с людьми, когда придет время. Научного подтверждения этой гипотезы не существует, однако геологи установили, что на месте Гоби некогда действительно находилось древнее море.
Предание гласит, что магическая страна Шамбала – центр мировой мудрости и источник жизни на Земле – имеет несколько входов, найти которые дано лишь чистым сердцем людям.
Ученые и оккультисты искали дорогу в Шамбалу в Тибете (неподалеку от хребта Кайлас) и в районе горы Белухи на Алтае. А третий вход в чудесную местность, как считается, расположен в пустыне Гоби.
Еще в XIX столетии известный монгольский просветитель по имени Равджа основал в восточной части Гоби монастырь Хамарын хийд, а рядом с ним построил модель Шамбалы. Равджа был убежден, что именно на месте «новой Шамбалы» в незапамятные времена располагался проход в таинственную страну. В наши дни эту местность посещают тысячи паломников, чтобы напитаться чудотворной энергетикой и просить об исполнении своих желаний.
Рассказывают, что в Гоби можно встретить и удивительных живых существ. В горах Цагаан Богдо, ограничивающих пустыню с юга, живут загадочные алмасы – снежные люди. Очевидцы описывают их как прямоходящих существ ростом до полутора метров, полностью обросших густыми темными волосами. Монгольские легенды об алмасах наделяют их также человеческой речью и при этом полным нежеланием контактировать с людьми.
А в сердце пустыни, в ее самых засушливых и недоступных районах, как говорят, многие тысячи лет живет червь Олгой-хорхой, примерно полуметровой длины и чрезвычайно опасного нрава. На поиски ископаемого животного каждый год отправляются смельчаки, и не все из них возвращаются назад.
Тонкости степного этикета
Посещение Монголии может оказаться интересным опытом не только для ценителей аномального – этнографы также не останутся без уникальных впечатлений.
Дело в том, что за века кочевой жизни в степях монголы обзавелись собственным этикетом, который не менее строг, чем правила европейских монархов. И в монгольской юрте принято так же неукоснительно соблюдать приличия, как и в любом королевском дворце.
Юрта, кстати, по сей день – центр традиционного монгольского мира. Особым почтением пользуется очаг с живущими в нем, по языческим верованиям, духами огня. Неуважительное обращение с очагом и его обитателями может лишить членов семьи здоровья и удачи.
В пламя очага нельзя лить воду и втыкать острые предметы, бросать для розжига старые тряпки и прочий мусор. Опасно отдавать угли соседям – вместе с ними уходит счастье. Нельзя даже спать, повернувшись ногами в сторону очага – монголы верят, что так можно напугать духа-хранителя юрты. Входить в юрту полагается непременно с правой ноги, наклонившись так, чтобы голова оказалась впереди ног примерно на полшага.
Не менее трепетно относятся монголы к земле – их «табу» в этой области покажутся человеку из земледельческого района более чем странными. Нельзя копать землю – это к несчастьям и безвеременной смерти.
Запрещается даже просто «ранить» земную поверхность ножом, лопатой или сохой. А если нужно выкопать колодец или заложить фундамент дома, прежде следует совершить обряд подношения даров местным духам, чтобы те не прогневались и не испортили работу.
Главным же воплощением достоинства мужчины-монгола является его шляпа. С ней связан целый набор специальных правил: вне дома снимать головной убор совершенно неприлично, а дома или в гостях место шляпы – на возвышении, желательно вблизи домашнего алтаря.
Держать шапку в руках, кроме хозяина, позволено только его жене. А увидев шляпу или кепку зарубежного гостя помещенной чересчур низко, на стуле либо того хуже – на полу – монгол способен оскорбиться за весь мужской род и даже сделать гостю замечание, что в остальных случаях абсолютно для него недопустимо.
Цай и борц – пища наша
Особые ритуалы предусмотрены для приема пищи. Туристы, угодившие на монгольскую трапезу, должны запомнить ряд правил, чтобы не выглядеть неучтивыми дикарями.
Любая еда и напитки подаются и принимаются исключительно правой рукой, поскольку левая считается «нечистой». В крайнем случае, можно помочь себе левой рукой, но она должна располагаться ниже правой.
Предложенные гостю яства он должен обязательно доесть до конца – оставлять на тарелке ни часть еды, ни кости и прочие объедки в Монголии признается дурным тоном. Но еще более неприлично вовсе не отведать предложенное угощение, так можно сильно оскорбить хозяев.
Самый распространенный вид пищи в скотоводческой стране, конечно, это мясо. Из него готовят множество блюд, но местным специалитетом гости страны единогласно признают борц.
Для его приготовления используют крупный рогатый скот или верблюдов. Мясо режется на длинные полосы, которые подвешивают в прохладном месте на сквозняке и выдерживают так около месяца.
По истечении этого времени мясо высыхает и сильно уменьшается в объеме: мясо целой коровы свободно помещается после сушки в ее желудке. Сушеный борц ломают на мелкие кусочки и хранят в тряпичных мешках, куда свободно попадает воздух. Климат в Монголии славится своей сухостью, а потому борц остается пригодным в пищу не только месяцы, но и годы.
Самый популярный из напитков в Монголии – это чай. Однако монгольский суутай цай мало похож на привычный европейцу чаек.
Для его приготовления зеленый плиточный чай кипятят с молоком, затем добавляют соль, масло и муку, обжаренное курдючное сало и мозг молодого барашка. Получается напиток, сильно напоминающий суп, которым кочевники добавляют себе сил и здоровья.
Допускается также добавление в цай упомянутого выше борца, что окончательно превращает его из напитка в питательное, калорийное блюдо. А путешественникам из других стран следует быть осторожнее, попросив себе в монгольской юрте «чаю с колбаской» - названные продукты в понимании монгола отлично могут соединяться в одной чайной пиале.
Екатерина Кравцова