Найти в Дзене

Литературный жанр:буколика, пастораль, идиллия

В старину был широко известен такой редко упоминаемый сегодня жанр, как буколика.  Впервые это слово использовал древнеримский поэт Вергилий, который в своих поэмах, так и названных «Буколики», описывал быт и жизнь пастухов, надо сказать, довольно условно. Пастухи и пастушки в его стихах танцевали и пели, вели любовные беседы, слушали сказания о прошлом и любовались природой. Бывало, они говорили о своей бедности и скромности жизни, но не огорчались из-за этого. Жизнь без излишеств на лоне природы, целомудренная и мирная, противопоставлялась суете города. В дальнейшем у Вергилия было много подражателей.  Однако он был далеко не первым, кто обратился к теме сельского быта. Гораздо раньше о пастушьей жизни писал греческий поэт Феокрит (его стихи датируются III веком до н. э.). При этом его стихи были гораздо менее условными и идеализированными. Известно, что Вергилий неплохо их знал и даже переводил с греческого на латынь, затем подражал Феокриту, основываясь на римских реалиях, и, након

В старину был широко известен такой редко упоминаемый сегодня жанр, как буколика. 

Впервые это слово использовал древнеримский поэт Вергилий, который в своих поэмах, так и названных «Буколики», описывал быт и жизнь пастухов, надо сказать, довольно условно. Пастухи и пастушки в его стихах танцевали и пели, вели любовные беседы, слушали сказания о прошлом и любовались природой. Бывало, они говорили о своей бедности и скромности жизни, но не огорчались из-за этого. Жизнь без излишеств на лоне природы, целомудренная и мирная, противопоставлялась суете города. В дальнейшем у Вергилия было много подражателей. 

Однако он был далеко не первым, кто обратился к теме сельского быта. Гораздо раньше о пастушьей жизни писал греческий поэт Феокрит (его стихи датируются III веком до н. э.). При этом его стихи были гораздо менее условными и идеализированными. Известно, что Вергилий неплохо их знал и даже переводил с греческого на латынь, затем подражал Феокриту, основываясь на римских реалиях, и, наконец, стал творить собственные буколики. 

В раннее средневековье жанр буколики был забыт, возможно потому, что не было столь явного противопоставления деревни и города. Однако в XVI веке, когда, с одной стороны, возрос интерес к античности, с другой, начала развиваться первая промышленность, буколики снова появились. Они по-прежнему сохраняли поэтическую условность, которая проявлялась даже ярче, чем в античную эпоху. Тогда же возник образ утопической прекрасной страны под названиемАркадия (то есть страна счастливых), в которой и жили пастухи, необыкновенно тонко чувствующие природу, выражающие любовь к своим невестам галантно и изысканно, развлекающиеся стрельбой из лука, метанием копья и состязанием в поэтическом мастерстве. При этом жанр очень скоро вышел за пределы поэзии и вообще литературы. Стали появляться песни соответствующего жанра, картины и театральные постановки. Возникла форма пасторали – пьесы, оперы или пантомимы о пастухах, также пасторального романа. Среди авторов подобной литературы – Мигель де Сервантес, Филипп Сидни, Торкватто Тассо и многие другие. Мода на подобный жанр так или иначе сохранялась довольно долго и оказала влияние на прозу и поэзию XVIII века, в том числе и на русскую. Буколики писали А.Ф. Сумароков. А. Н. Радищев и некоторые более поздние авторы. 

Однако очень скоро в такой литературе начала чувствоваться некоторая искусственность. Уже Сервантес слегка посмеивался над пасторалями в своем «Дон Кихоте», а Мольер – в «Мещанине во дворянстве». В 1627 году был написан пародийный роман Шарля Сореля «Сумасбродный пастух», в котором основные приемы пасторали доводились до абсурда. В дальнейшем многие авторы полемизировали со штампами такой литературы. Известна в этом смысле повесть И.А. Крылова «Каиб». В ней царь восточной страны Каиб читал о пастухах в книгах и думает, что их жизнь счастлива и безмятежна. Но с помощью волшебства он переносится из дворца в сельскую местность и видит настоящего пастуха, бедного и неученого. Встреча его очень удивляет. 

«Ты пастух! — вскричал с удивлением Каиб — О! ты должен прекрасно играть на свирели». — «Может быть; но, голодный, не охотник я до песен». — «По крайней мере, у тебя есть пастушка; любовь утешает вас в вашем бедном состоянии. Но я дивлюсь, для чего пастушка твоя не с тобою?» — «Она поехала в город с возом дров и с последнею курицею, чтобы, продав их, было чем одеться и не замерзнуть зимою от холодных утренников [заморозков]». — «Но поэтому жизнь ваша очень не завидна?» — «О! кто охотник умирать с голоду и мерзнуть от стужи, тот может лопнуть от зависти, глядя на нас». 

Постепенно буколическая литература утратила популярность, уступив место более реалистической, хотя в трансформированной или пародийной форме ее элементы можно до сих пор встретить. 

Если пастораль – это чаще всего достаточно крупное произведение с развитым сюжетом, хотя и очень условным, то эклога – не столько повествование, сколько диалог, в котором сравниваются жизнь в деревне и в городе. Разумеется, когда начинается спор о том, что лучше, победителем выходит защитник сельского быта. 

Еще одна разновидность буколической литературы – идиллия. Первоначально это были малые и краткие формы произведений о счастливой любви и покое. В дальнейшем идиллия расширила свое значение. В ней стали рассказывать не только о пастушьей, но и о любой другой мирной и благодатной жизни. Идиллией, например, можно считать «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя, ее элементы встречаются в поэме Н.А. Некрасова «Саша». 

В дальнейшем слово «идиллия» окончательно приобрело ироничное значение, а связь с сельским бытом утратилась. Например, повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» рассказывает о жизни чиновников, и ее действие в основном происходит в городе. Сейчас мы иногда употребляем это слово в шутливом значении.