На днях я вдребезги разругалась с одной знакомой. Когда-то мы были близкими подругами, но потом пути наши разошлись. Так бывает. Бывает, что думающий талантливый человек так погрязает в бытовухе и множественных социальных ролях, что теряет себя.
При расставании она решила припечатать меня убийственным аргументом. В стиле: да кто ты такая?
- Ты не рожала, кредитов не брала, на работе не упахиваешься – статейки какие-то пописываешь. Все время за спиной у мужиков живешь припеваючи. Какой от тебя толк и польза? Для чего ты живешь?
В таких случаях я отвечаю: А я – человек!
Нет, я не ставлю себя выше своего оппонента. Он тоже без сомнения – человек. Просто забыл об этой своей главной роли. И опустил себя до роли налогоплательщика, должника у банков, сотрудника, исполнителя семейно-социальных ролей, пользователя-покупателя-потребителя и прочего. И забыл о своей истинной сущности.
Меня, как и многих из вас, наверное, всегда интересовало, а что есть ЧЕЛОВЕК вне его социальных ролей?
Я много рассуждала на эту тему. Вкладывала свои рассуждения в уста своих героев. Сегодня я хочу показать вам еще один диалог из своей книги «Охота на Медузу». На сей раз Анна Карбышева, сын которой работает у Билла Гейтса, становится свидетелем очень интересного разговора. Впрочем, слушайте сами.
__________________________
- Нужности… вот, значит, как? – рыжий потер переносицу. - По-твоему выходит, что, теряя работу, человек чувствует себя ненужным? Так? И страдает он вовсе не от потери дохода, не от нехватки излишеств, которые ранее были доступны. Страдает от потери социальной роли. Так?
Что важнее: человек как таковой или его социальная роль? И кто кому нужнее – социум человеку или человек социуму? А?
- Сложно сказать… Человек как таковой? Хм, человек – часть общества, – сложив руки на животе, прогундел Костюм.
- Ладно… идем дальше. Уволили его, а другой работы найти не может. А в дворники идти унизительно, но об этом вопросе потом. И что? Пить начинает! Впадает в меланхолию! А то и вовсе в петлю лезет! Не все конечно, но были случаи… А почему он так поступает? Из-за потери статуса? Или нет?
Вот ты спроси такого человека, которого с работы уволили, мол, кто ты теперь? Что он ответит? Потупит глазки долу и промолчит.
Потому что ранее он был инженер или менеджер, а теперь никто. Потерял работу, выходит - потерял все. И пусть у него сбережений на десять лет безбедной жизни, а он все равно тоскует. Все равно чувствует себя нищим. Нищим и ничтожным… Нда… Нищ он? Несомненно! Только нищета его вовсе не материальная, а душевная. Потому что без униформы, без пропуска, без записи в трудовой книжке, без таблички на кабинете или хотя бы обозначения должности на бейдже, он по сути - никто! А он и был никем. Утром проснулся – никто. На работу едет - никто, в автобусе ноги оттоптали, в пробке капот помяли и так далее. А вот проходную прошел – вмиг обрел уверенность и стать. Будто как натянул боевой доспех! А кончен день – в кого ты снова превратился? В лучшем случае в болельщика футбольной команды или поклонника эстрадной певички. А по сути – снова никто!
- Ну, учили… я же помимо того, что работаю, профессиональный статус имею, я еще много кто. Сын, муж, отец скоро буду… - начал было скороговоркой тот, но замолк. Опять подергал головой, совершая нелепые клюющие движения. И с шумом втянув воздух, опять же скороговоркой продолжил. - Я машину вожу, суши умею готовить, на рыбалку хожу, в баню… - и в другой раз замолк, осознав мелочность и нелепость этих определений. Достал из кармана носовой платок, принялся его комкать. А затем как-то вдруг распрямился и с некоторой гордостью произнес. - И, в конце концов, я гражданин России… … я налогоплательщик… я личность…
Рыжий, выслушав собеседника, едко прищурился, белое пятно на щеке налилось розовым. Он как-то весь брезгливо передернулся, подскочил на месте и вдруг мелко захихикал. – Налогоплательщик! Надо же, как расставил! Сперва налогоплательщик, а уж потом личность! Вот в чем предмет гордости! В том, что ты платишь налоги!
Сейчас договоримся до того, что человек рождается на свет исключительно затем, чтобы платить налоги и отдавать какие-то несуществующие долги государству. Да?
У бывшей приятельницы все более-менее хорошо, в отличие от тех, кого уволили или тех, кто потерял бизнес. Она работник бюджетной организации, сидит дома, получает вполне приличные на сегодняшний день деньги.
В нынешней ситуации многие из нас потеряли работу и доход. Поменяли так называемый социальный статус. Но не надо забывать, что людьми мы быть не перестали.
А что есть человек – по-вашему? И до какой грани надо дойти, чтобы забыть, кто ты есть?
Тех, кто любит рассуждать в стиле «Не рожала – не женщина», прошу прочесть эту статью. «Даже если мама не знает, кто папа. Опыт просмотра самого циничного телешоу»
фото из архива автора