Найти в Дзене

Часть 7

Мир тиранов Если ранний архаический период был эпохой гостеприимства, то поздний архаический - эпохой покровительства. Вместо индивидуальных или небольших предприятий, эксплуатирующих отношения ксенофобии (гостеприимство), существовало нечто вроде свободного интернационализма. Не то, чтобы старые ксенофобские узы разочаровывали - наоборот, они закреплялись, прежде всего, самими тиранами. Брак между великими домами Одним из характерных проявлений этого является бракосочетание между великими домами тиранической эпохи, как между Сайлоном Афинским и Феагеном Мегарским, или между семьей Милтиадесов и семьей Кипсела Коринфского. Кроме того, Кипселиды были в хороших отношениях с тиранией Трасибула Милетского в Анатолии (указание на то, что перестановки в ходе Леландинской войны были отменены, хотя объяснение этому отсутствует). Архетипичным событием архаической эпохи, однако, стало развлечение 6-го века Клейстхеном Сицилийским из числа ухажеров за руку своей дочери Агаристы. Это событие в н

Мир тиранов

Если ранний архаический период был эпохой гостеприимства, то поздний архаический - эпохой покровительства. Вместо индивидуальных или небольших предприятий, эксплуатирующих отношения ксенофобии (гостеприимство), существовало нечто вроде свободного интернационализма. Не то, чтобы старые ксенофобские узы разочаровывали - наоборот, они закреплялись, прежде всего, самими тиранами.

Брак между великими домами

Одним из характерных проявлений этого является бракосочетание между великими домами тиранической эпохи, как между Сайлоном Афинским и Феагеном Мегарским, или между семьей Милтиадесов и семьей Кипсела Коринфского. Кроме того, Кипселиды были в хороших отношениях с тиранией Трасибула Милетского в Анатолии (указание на то, что перестановки в ходе Леландинской войны были отменены, хотя объяснение этому отсутствует).

Архетипичным событием архаической эпохи, однако, стало развлечение 6-го века Клейстхеном Сицилийским из числа ухажеров за руку своей дочери Агаристы. Это событие в некоторой степени напоминает гомеровских "женихов" Пенелопы в Одиссее. Новизна заключается в том, что теперь в мире полисов, а ухажёрами стали мужчины, которым "есть чем гордиться либо в своей стране, либо самим собой". Они прибыли из Италии (двое из них, один из Сибариса, другой из Сириса), Эпидамна на северо-западе Греции, Этолии, Аркадии, Аргоса (правнук великого Федона), Эретории, Фессалии и многих других мест. Победителем стал один из двух афинян, Мегакл Алькмеонид (другой афинянин, Ипоклеид, был хорошо впереди, но потерял девушку, танцуя на столе с ногами в воздухе). Сын Мегакла, сын Агариста, был реформатором Клейстхеном, названным (как это часто бывает в Греции) в честь своего деда. Поклонников заставляли выступать в гимназии (если не слишком старой, говорит Геродот), но решающий "матч" на Испытании Поклонников состоялся на финальном банкете или симпозиуме: доказательство центральной роли, которую к настоящему времени взяли на себя легкая атлетика и общественный банкет.

https://clck.ru/NKMyu
https://clck.ru/NKMyu

Хотя некоторые тираны (как, например, афинские пейзстратиды), возможно, и сохранили существующие структуры, такие как архиепископство, и таким образом продемонстрировали свое уважение к статус-кво, даже браки пейзстратидов имели политически вызывающие последствия. Они были больше похожи на фараонские или эллинистические браки сестер или на близкие браки в аристократических семьях Римской республики в том смысле, что тираны должны были брать своих жен только от штаммов, таких же чистых, как и их собственные. Однако в тираническом мире у тирана не было ни начальников, ни равных в своем государстве. Более того, такие связи, как правило, гарантировали политическое равновесие. Другой сходной чертой, которая может быть объяснена аналогичным образом, была практика многоженства (у Пейсистрата было не менее трех жен). Нарушение нормальных социальных правил таким образом имело функцию разделения тирана; это пример игр, в которые играют князья.

Третьим аспектом, как причиной, так и следствием таких браков, является интернационализм. Существовали и другие факторы, которые способствовали созданию чего-то вроде общей культуры или koinē. Некоторые из этих факторов возникли в более ранний период, например, в период проведения Великих Олимпийских игр (см. выше "Колонизация" и образование города-государства). Покровительство поэтов и художников было новым явлением, которое помогло сделать греческий мир koinē через движение идей и людей от одного тиранического двора к другому. (Общий момент, однако, не следует преувеличивать: города сохранили свою отличительную культуру, и были резкие различия в стиле между одним тираном и другим. Еще в древности Пейзистратиды и лидийский тиран Крез отличались от чудовищ жестокости, таких как фаларис, тиран сицилийского Акрагаса).

Поэзия и искусство

Поэты Анакреон Теоса и Симонид Цеосский лучше всего иллюстрируют перипатетический образ жизни великих деятелей культуры того времени. Оба были вызваны в Афины Гиппархом, сыном Пейсистрата (сам Пейсистрат не культивировал труппу поэтов и музыкантов при своем дворе, возможно, предпочитая популярную культуру, такую как Великая Дионисия и Панафеенические фестивали). Анакреон ранее жил при дворе великолепного Поликрата, тирана Самоса VI века (который также покровительствовал Ибику, уроженцу Регея, недалеко от Сицилии); когда Поликрат пал, Анакреон был драматически спасен Гиппархом, который послал один быстрый корабль, чтобы забрать его. Симонид после падения Пейзстратидов перешел ко двору правителей Скопада в Фессалии. Пиндар и Вакхилид, писатели оды (эпиники) 5-го века для молодых аристократов, были такими же преемниками поэтов.